«Иосиф Бродский был самым лучшим из людей и самым худшим. Он не был образцом справедливости и терпимости. Он мог быть таким милым, что через день начинаешь о нем скучать; мог быть таким высокомерным и противным, что хотелось, чтобы под ним разверзлась клоака и унесла его. Он был личностью.
<…> Единственный бог, которому он служил, был
(
Read more... )
Сейчас мне представляется вероятным такое объяснение: СССР был культурным консерватором и архаизатором и , фактически, мы выросли в 19 веке. Мы поздние современники Пушкина. Только сейчас 19 век уходит в прошлое и рождается нечто новое. Бродский понимал исчерпанность классики и отталкивался от нее. Возможно, он положил новое начало, которое принесет обильные плоды со временем. Посмотрим лет через 50.
Reply
Все это глушилось и не доходило до ширмасс, но это было, и отталкивание Бродского от классики опосредованно веком ХХ-ым. Это его воздух.
Reply
Reply
И уж точно обоим бы хватило мирового контекста на брегах Невы, если б не известные исторические обстоятельства. Впрочем, неприхотливый сов. пролетарий Бродский наловчился добывать контекст и в провинциальном Ленинграде. Набоков, обладая контекстом по праву рождения скорее всего, пошел бы в расход, если б остался на родных берегах.
Рыжий "босяк" из питерской коммуналки - да, делал себе биографию и нарабатывал контекст сознательно.
Reply
Reply
И, все таки, топография, МЕСТО, дело определяющее: Болдино, Невский проспект, Вечера на хуторе, Вечер у Клэр. Пушкинские европейские сцены - стилизация.
Набоков и Бродский - беженцы, изгои, им выбирать не приходилось. Да и на на жизнь зарабатывать надо было. Вот сбежал бы усталый раб Пушкин, да лишили бы его имущества, глядишь, вписался бы в контекст на французском.
Это как раз тот случай, когда худо, да с добром.
Решение Бродского о НЕ приезде эстетически выверенное - и тут биографию делал. Он пережил свою эпоху в России и свадебным генералом приезжать не пожелал.
Возвращение Набокова тоже было бы нелепым.
Рвется связь, незачем возвращаться на пепелище.
Reply
Но по моей вине разговор несколько сместился в биографическую сторону. А мне представляется, если говорить о Бродском, что он по самому складу своей поэзии стремился к преодолению русского контекста, строил свою поэзию в иной эстетической системе координат. Не то чтобы отказывался от русской поэтической традиции, но она была ему тесна. Я имею в виду стиль его поэзии, его поэтический взгляд на мир. И это отличает его от других больших русских поэтов. Судя по тому, что он писал здесь, так было бы и в том случае, если бы он не был изгнан, хотя с годами его стиль менялся, в том числе, конечно, и под влиянием новой обстановки.
Reply
Reply
Reply
Reply
Reply
Конечно, он мог бы и приехать в Россию. Его резоны "против" были связаны с тем, что он об этом думал.
Reply
(впрочем, эта заметка вряд ли пройдет цензуру)
Reply
Reply
Все ж таки, не дописывал, а пытался понять, и не метафизически, что упущение (но и лезть в это глупо), а по-человечески, по-житейски.
А ирония оттого, что как не не дописывай и не пытайся понять, а история закончилась и все остальное спекуляции. Стоит, наверное, говорить о том, что случилось или не случилось при жизни человека.
Как и было сказано, я домысливал поболее, поэтому ирония в свой адрес.
Я иронии не боюсь.
Не видели про Пушкина?
https://www.youtube.com/watch?v=7WeS4ugEq9s
Reply
Leave a comment