2 мая. Год спустя

May 22, 2015 21:07

С запозданием прочитал в "Новой газете" цикл очерков О. Мусафировой с характерным названием: "Утром мы - "колорады", вечером - "нацики". Мы знали, на что шли" (№50. 18.05.2015). В название вынесены слова одного из членов независимой расследовательской группы одесситов, которые год разбирались в том, что же на самом деле произошло в их городе 2 мая 2014 года. Группа - независимая, поскольку в нее входят люди с разными, даже противоположными взглядами, объединенные двумя вещами: во-первых, желанием знать правду, не окрашенную в идеологические тона, во-вторых, высоким профессионализмом в своей сфере деятельности. А работали в группе люди разных профессий, хотя в основном - журналисты.
Приведу выписки из этого материала, дающие реконструкцию ряда ключевых моментов тех трагических событий, связанных с пожаром в Доме профсоюзов.  Очень важно, что эта реконструкция помогает развеять некоторые мифы, которые с двух строн налипли на одесскую трагедию.

"Второго мая в Одессе вспоминали 48 жертв трагедии, которая случилась год назад. Сторонники «Антимайдана» собрались на Куликовом поле, рядом с Домом профсоюзов, требуя правды и одновременно не желая ее слушать. Пропаганда лишь множила мифы. Официальное следствие шло медленно и плохо. Его работу сделала группа из тринадцати одесских журналистов и независимых экспертов, людей разных политических взглядов, но единых в стремлении честно восстановить картину событий и попытаться вернуть в город гражданский мир.
Экспертам «Группы 2 мая» (напомню, среди них, кроме токсиколога, - химик, специалист по баллистике, вооружению и боеприпасам, подполковник МВД в отставке, специалист по разрешению конфликтных ситуаций) в течение года пришлось выполнять еще попутно и функции нейтрализаторов заявлений украинских должностных лиц.
Юлия Тимошенко назвала «отличной» работу милиции, которая на самом деле преступно бездействовала, соревнуясь с пожарными. Виталий Ярема, в ту пору первый вице-премьер, сообщил: при горении в Доме профсоюзов выделялся «неизвестный газ». Вдогонку заместитель министра внутренних дел Виталий Сакал (уже бывший) известил о «хлороформе в огромных количествах». Об идиотизме вроде «русских диверсантов, устроивших пожар в Доме профсоюзов и сгоревших там же» даже вспоминать не хочется…
Только после публикации экспертных заключений «Группы…» официальные лица стали прозревать. Хлороформа не было, неизвестного газа не было, пожар начался в вестибюле, а не на этажах.
А вот тему «белого фосфора», зажигательного оружия, якобы применявшегося для уничтожения тех, кто спрятался в здании, подбросили пропагандисты из России. СБУ промолчала. Затем аналогичной информационной атаке подвергся Славянск. О том, что фосфорные боеприпасы в Доме профсоюзов - выдумка, сразу сказала только «Группа…» устами эксперта-токсиколога Владимира Саркисяна. Но сколько же крови стоило им получение данных судебно-медицинских исследований и диагнозов по «Врачебным свидетельствам о смерти»…
Мрачная мифология разрасталась. Появились, по выражению журналиста Сергея Диброва, «свидетели седьмого уровня», некоего подземелья под Домом профсоюзов, где самые ужасные ужасы-то и происходили. «Наведенный бред», - дал определение психиатр. Есть источник бредовых мыслей, который влияет на окружающих. <...>
Одна из первых, самых болезненных страниц: определение точного числа погибших и пропавших без вести, опознание обгоревших тел. Рассказы о «тайно вывезенных трупах» ползли по Одессе.
И тогда газета «Думская» и интернет-ресурс «Таймер» - конкуренты, антагонисты, наиболее популярные местные СМИ - одновременно выставляют обращение: «Мы собираем списки всех, кого вы разыскиваете!»
- Три недели держали объявление на первых страницах. «Таймер» собирал информацию от одной части города, от своих поклонников, «Думская» - от другой, от своих. Когда число неопознанных совпало с числом разыскиваемых: пять и пять, поняли - получилось, - заключает Дибров. <...>
У коллег жесткие и весьма обоснованные претензии к ведению следствия. И то, что центр города в ночь после трагедии коммунальные службы отдраили с мылом (кто и зачем отдал приказ?), - лишь капля в море процессуальных нарушений, где утонули вещественные доказательства. <...>
...Смягчение взаимного ожесточения началось прямо на Куликовом поле, когда футбольные фанаты, «евромайдановцы» и «антимайдановцы» вместе бросились вытаскивать людей из огня. <...>
Впрочем, спасенных мужчин, особенно молодых, лупили (подчеркивают - «несильно, без фанатизма»), искали оружие и тащили на руках к «скорой»: «Коридор дайте!» Радикальных хлопцев, которые рвались на месте отомстить за убитых друзей, повязали свои же. Зато старавшихся убежать действительно догоняли и били уже всерьез. Хочет спрятаться - значит, виноват.
Важно: не подтвердился ни один эпизод, когда на земле добили насмерть".
Previous post Next post
Up