прочитанное

Jun 22, 2007 09:54



"Повелителя мух"  Уильяма Голдинга я прочитала  взахлеб, за два дня прошлых выходных. Буквально, не могла оторваться. Очень жаль, что мы в свое время не проходили ничего подобного в школе, а ведь это именно то произведение, которое может  помочь научить ребёнка быть не просто сушеством, а человеком думающим, чувствующим чужую боль и радость, понимающим и ответственным за тех, кто ему доверился.  Мне довольно сложно выразить все свои чувства, возникшие после прочтения этого романа, единственное, что я могу с уверенностью сказать, это то, что такую литературу необходимо читать всем -- и взрослым и детям. Может, тогда в этой жизни станет хоть каплей меньше жестокости и несправедливости.

Уильям Джералд ГОЛДИНГ (1911-1993), английский писатель


Первую книгу Уильяма Джералда Голдинга отвергло двадцать одно английское издательство. И не удивительно: кто в середине прошлого века готов был вслух признать, что престиж homo sapiens - всего лишь розовая иллюзия, способная разлететься в клочья под ударами звериных инстинктов? Разумеется, после Второй мировой войны все серьезные люди понимали, что представление о человеческой сущности понесло тяжелый урон. Но понимать и сказать вслух - очень разные вещи.
Тем более - сказать детям.
Дело в том, что герои романа «Повелитель мух» - это толпа подростков и малышей. В качестве читателей тоже предполагались подростки, а сам Уильям Голдинг был учителем. Он преподавал в Солсбери английский язык и философию двадцать лет - с 1939-го до 1961-го - с перерывом на войну. Ушел на фронт добровольцем, из рядовых матросов дослужился до капитана, но принес домой не только радость победы - он принес другой взгляд на мир.
Многие литературные критики называют «Повелителя мух» пародией на традиционную английскую «робинзонаду». Формальный повод для такой формулировки имеется. Голдинг действительно позаимствовал не только ситуацию, но даже имена главных героев из приключенческой книжки середины XIX века, где благопристойные английские мальчики, попавшие на необитаемый остров, быстро наводят там имперский порядок: пираты побеждены, местные дикари отучены от людоедства и даже обращены в христианство. Но о каких литературных «пародиях», о каких вообще бумажных делах может идти речь, если на необитаемом острове Уильяма Джералда Голдинга одни дети убивают других детей (сначала в состоянии аффекта, а потом - сознательно), здравомыслия хватает только троим из целой толпы, и как раз эти трое - жертвы насилия? «Повелителя мух» почти невозможно читать, и оторваться от его страниц тоже невозможно, потому что страшнее и глубже всех страдает сам автор этой особенной книги. Если бы слова «написано кровью сердца» ещё что-то значили, именно их следовало бы здесь употребить. Когда в конце повествования - очень странном конце! - загнанный до потери человеческого образа, ещё недавно умный и смелый мальчишка Ральф рыдает «над прежней невинностью, над тем, как темна человеческая душа», кажется, что это единый и единственный итог для всех - для автора, героя и читателя.
После первого трусливого издательского отторжения на писателя Голдинга обрушилась всемирная слава. «Усталый пророк из Солсбери» так навсегда и остался пессимистом: его романы «Хапуга Мартин», «Наследники», «Шпиль» и другие полны глубокого сомнения в достоинствах отдельно взятой человеческой личности и теории прогресса в целом. Но ближе к концу XX века человечество было уже готово сомневаться: в 1983 году Уильяму Голдингу была присуждена Нобелевская премия. Нашлась даже точная формулировка для происходящего: один из американских исследователей назвал ключевые моменты в книгах Голдинга «очной ставкой» каждого человека с самим собой.

материал с сайта www.bibliogid.ru

"
Previous post Next post
Up