8.1 Предвоенные карты
- Административная карта (1940):
http://www.etomesto.ru/map-orel_oblast-1940/Показаны совхозы: в Нижней Лужне - Птицерассадник. Деревня Б. Дуракова ещё не переименована в село Новосёлово. На этой карте впервые введены искажения положения рек (до 1 км, например, в окрестностях Кром), чего не было даже не примитивных схемах 1920-30-х годов. Дело в том, что в 1938 году вся картографическая служба СССР была передана в подчинение НКВД, после чего все карты масштаба крупнее 1:2 500 000 (25 км в сантиметре) были засекречены - в том числе и все ранее изданные (гриф ДСП был наложен даже на карты конца XVIII века!), а новые карты, предназначенные для публикации в открытой печати, предписывалось не только не делать подробными, но и искажать.
- Упрощённая картограмма (1940):
http://www.etomesto.ru/map/base/57/orel-kartogramma-1940.jpgЗдесь даже дорога на Болхов не доходит до Болхова, а железная дорога от Орла до Мценска идёт местами прямо по Оке.
8.2 Карты РККА (1940-1943)
С середины 1920-х был начат переход на новые масштабы карт (не в вёрстах и дюймах, а в километрах и сантиметрах): 25-километровки, 10-километровки, трёхкилометровки, километровки, 500-метровки, 250-метровки, 200-метровки и 100-метровки -
https://ru.wikipedia.org/wiki/Советская_система_разграфки_и_номенклатуры_топографических_карт В сети имеются:
- Десятикилометровка без рельефа (1940):
http://www.etomesto.ru/map-atlas_rkka10/ Несколько фантастична дорожная сеть, например, к селу Богородицкое (к северу от Змиёвки) идёт дорога напрямую из Орла и заканчивается тупиком, не доходя пары километров до наполовину целой Пахнутцевой дороги. И Оптуха начинается на 15 км ниже, чем в реальности. Колпна названа «Колина», Неручь подписана как Озёрная (видимо, от реки Озёрка). Кажется, НКВД считало, что и армии не положено слишком много знать (особенно о тех местах, где не планируются боевые действия).
- Десятикилометровка с рельефом (1940?):
http://www.etomesto.ru/map-atlas_rkka/ Листы из разных комплектов: левый с отмывкой, правый без. На левой некоторые мелкие деревни (типа Маслова на Орлике) подписаны шрифтом, как райцентры.
- Километровка (не ранее 1936: Бежица в 1936 году была переименована в Орджоникидзеград, здесь новое название уже подписано, хотя на этом экземпляре зачем-то кто-то более крупно написал его руками) из двух частей: - N36 - Знаменка и далее на запад:
http://www.etomesto.ru/map-rkka_n-36-g/ Примета карты: к северу от Знаменки (Кукуевки) показано военное хозяйство. - N37 - Орёл и далее на восток до Ельца:
http://www.etomesto.ru/map-rkka_n-37-v/ Примета карты: посёлок Куликовский назван «МТС имени Воровского». Забавная ошибка: Зуша подписана как Зушь.
- Километровка (1941):
http://clubklad.ru/maps/3150/- Километровки востока Орловской области с показом боевых действий:
https://vk.com/topic-79393602_39669378?post=1575 (термин "Ливенская область" придуман публикатором).
- 250-метровка, сделанная из километровки для окрестностей Орла (1941):
http://www.etomesto.ru/map-orel_1941/- 500-метровка (1940, 1943):
http://www.etomesto.ru/map-orel_1943/Допечатка мая 1943 - мосты и овраги. 500-метровка. Отличия от километровки есть (например, Новотроицкий посёлок не сокращён до пос. и подписан ближе к посёлку). Жилино подписано дважды.
8.3 Немецкие карты (1941-1943)
28 июня 1941 года немцы взяли Минск и обнаружили там огромный архив топографических карт СССР. Большие склады карт были размещены также в Риге, Львове, Тирасполе, Шяуляе - в сумме на этих пяти складах находились не менее 100 млн. карт. Ещё одно крупное хранилище карт размещалось в Киеве, оно было взято немцами чуть позже - в конце сентября 1941 года. По большей части советские карты использовались непосредственно, но, кроме того, активно копировались и переводились.
- Десятикилометровка (1942):
http://www.etomesto.ru/map-atlas_operationskarte/ Показана свежепостроенная железная дорога на Болхов. Показана целой Пахнутцева дорога. Есть ошибки в названиях рек: Моховица названа «Злынь», Нугрь - «Кугрь», а Рыбница - «Рыбни». Маленькая Малахова слобода к югу от Тросны показана как небольшой город (типа Кром или Фатежа). Неверно изображено устье Цна.
- Пятикилометровка (1942):
http://retromap.ru/14194234_52.746268,35.565490 Показаны совхозы (треугольничками) и МТС (без транслитерации)
- Километровка (1941):
http://www.etomesto.ru/map-orel_1941-nem/ Интересна ручным выделением дорог, в частности - объезда с Карачевского шоссе на Ливенское через Лужки.
- Трёхкилометровка (1941) - видимо, на основе советской трёхкилометровки:
http://www.etomesto.ru/map-atlas_osteuropa/Некоторые населённые пункты (в том числе Знаменка и Гать) показаны, но не подписаны. Около села Плещеево написано «слобода» - это, видимо, остатки от Подмонастырской слободы.
8.4 Советские карты 1940-х:
- 25-километровка с положением немецких войск на 1942:
http://www.etomesto.ru/map-rkka_1942-europa/- общегеографическая карта (1946)
http://www.etomesto.ru/map-atlas_russia-1999/Автодорога на Новосиль обрывается после села Золотарёво.
8.5 Английские и американские карты 1940-60-х годов:
- Английская 10-километровка (1942):
http://www.etomesto.ru/map-atlas_russia-eng-1942/Скопирована с советской 10-километровки 1940 года с добавлением новых ошибок: например, кусок дороги Змиёвка - Поныри около Глазуновки , а Поныри расшифрованы как Ponirts.
- Американская 2,5-километровка (1955):
http://www.etomesto.ru/map-atlas_n501/Вероятно, снята с предвоенной советской карты того же масштаба с «уточнениями» по более старым картам. Знаменка ещё названа Кукуевкой. Показаны целыми старая дорога Орёл - Кромы (через Кнубрь) и северный участок Пахнутцевой дороги (Мценск - Змиёвка) - она даже показана как магистральная - см. расшифровку на листах:
https://maps.lib.utexas.edu/maps/ams/eastern_europe/txu-oclc-6519747-nn37-10.jpghttps://maps.lib.utexas.edu/maps/ams/eastern_europe/txu-oclc-6519747-nn37-7.jpg- Американская 20-километровка (1964):
http://www.etomesto.ru/map-atlas_europe-road-1964/Пахнутцева дорога от Мценска до Змиёвки и здесь цела, при этом нет дорог из Орла на Ливны и на Новосиль, между Кромами и Дмитровском и т.п.
8.6 Карты Орловской области 1950-х годов
После войны секретность картографической информации усилилась. Военного смысла в этом не было, поскольку немецкий архив советских топографических карт в 1945 году попал в США. Главным адресатом секретности были граждане СССР: им не положено было знать о местоположении никаких мелких населённых пунктов (тем более, о положении ЗАТО), поэтому крайне проблематичны были путешествия по незнакомой сельской местности, ну и весьма непрост был поиск нецентральных улиц в городах (планы городов искажались особо тщательно). Даже административные карты областей с районным делением в поздние сталинские времена не публиковались. В 1954 году случилось послабление - и их снова стали издавать, не указывая часть населённых пунктов и не показывая дороги к некоторым из изображённых.
- Физическая карта из 2-го издания БСЭ (1954):
http://www.etomesto.ru/karta6119/http://www.etomesto.ru/map-orel_fizicheskaya-karta-1954/http://www.etomesto.ru/map/base/57/orlovskaya-obl-1954.jpgВидно, что заготовка была с Ельцом (его передали в Липецкую область 6 января 1954 года).
- Административная карта (1956):
http://www.etomesto.ru/map-orel_administrativnaya-1956/Надо отметить, что реки и дороги показаны правильно - лучше, чем в 1940 году.
- Административная карта (1957):
http://www.etomesto.ru/map-orel_orlovskaya-oblast-1957/(никаких изменений относительно предыдущей карты нет, но качество сканирования выше; в начале 1957 года была расширена площадь Орла, но Лужки и Половец уже на карте 1956 года показаны как часть города).
8.7 Карты Орловской области 1960-70-х годов
В 1962 году случилось дело Пеньковского, и гайки были снова прикручены. Ввели новую систему координат 1963 года - с динамическим, несистемным случайным искажением. В те же годы появились космические снимки территорий, и они в СССР априорно были засекречены, а на западе - наоборот, стали основой для улучшения карт.
- Административная карта (1966):
http://www.etomesto.ru/map-orel_orlovskaya-oblast-1966/Видно, как сильно упало качество. Кромы снова повело. Кромское шоссе пересекает Оку и подходит к Лужкам! Между Кромами и Змиёвкой вообще никаких дорог! Как добраться на автомобиле (или на велосипеде) в Шаблыкино? Это секретная информация, и вам её знать не положено!
- Административная карта (1969):
http://www.etomesto.ru/map-orel_orlovskaya-oblast-1969/- Административная карта (1976):
http://www.etomesto.ru/map-orel_orlovskaya-oblast-1976/Она же без привязки (заметьте, при привязке карту повело - особенно около Кром):
http://retromap.ru/1419764_53.004454,36.107940Качество упало ещё сильнее: устья Оптухи и Неполоди вообще совмещены (между ними по прямой 5 км и более 7 км по реке)! Устье Рыбницы оказалось севернее Кромского шоссе!
- Туристическая карта (1975):
http://www.etomesto.ru/map-orel_tourist-obl-1975/Дорог показано больше: в Шаблыкино доехать уже можно, а в Злынь пока ещё нет!
- Административная карта (1978):
http://www.etomesto.ru/map-orel_orlovskaya-oblast-1978/Удивительно, но произошёл откат назад - вернулись к шаблону 1966 года. Дорог стало чуть больше. При этом появились даже фиктивные: дорога «Ледно - Дашково - Коровье Болото», показанная как существующая, не существовала ни тогда, ни ранее.
- Туристическая карта (1979):
http://www.etomesto.ru/map-orel_oblast-1979/Авторы карты указали Злынь с архитектурным памятником, но дом Телегина находится не там, а на конезаводе - в трёх километрах восточнее. А дорог в Злынь, судя по карте, нет никаких.
- Административная карта (1980):
http://www.etomesto.ru/map-orel_orlovskaya-oblast-1980/Изменения в границах районов: южный угол Верховского был передан в Ливенский.
8.8 Атласы автомобильных дорог
- Армейский атлас, ДСП (1945):
http://clubklad.ru/maps/6538/#mapМожно увидеть, что в Шаблыкино из Орла дорог нет - только через Брянскую область.
- Атлас (1959) - в сети пока не представлен.
- Атлас (1969) - в сети пока не представлен.
- Атлас (1974):
https://studylib.ru/doc/2056122/atlas-avtomobil._nyh-dorog-sssr (Орловская область на С. 61-62)
Сшитый в единую карту:
http://www.etomesto.ru/map-atlas_avtodorogi-sssr/Восточнее трассы Орёл - Курск в Курскую область не ведёт никаких дорог!
- Атлас (1979) - в сети пока не представлен.