О творчестве Девида Линча, «Воспоминаниях специального агента ФБР Дейла Купера» и руководство: «Как постепенно и нелогично погрузиться в мир Твин Пикса».
Сразу оговорюсь, что те, кто боятся встретить спойлер из «Твин Пикса», могут закрыть эту вкладку. Так как вам уже должна быть известна одна простая истина: Линча проспойлерить нельзя.
Часть 1. Что. Такое. Линч.
Я никогда не возьмусь за грешное дело толковать творчество Девида Линча, так как мир его непостижим, утончен и эрудирован до каких-то неземных возможностей. Я только могу лишь ухмыляться в ответ на попытки критиков выжать что-то «концептуальное» по поводу очередной франшизы одного из самых странных деятелей искусства нынешнего времени. Просто хочется посоветовать: «Остановитесь, замолчите, нажмите play и выключите сознание». И только тогда вы увидите то, что совершенно нельзя увидеть, прочитав стопицот критических отзывов «экспертов» и блогеров, типа меня. В творчество Линча нужно погружаться и физически, и эмоционально. И сейчас я имею ввиду не именно многосерийник американского режиссера, а его творчество в целом.
Девид Линч - это мой единственный способ отключиться от происходящей вокруг меня жизни. Именно так. Никакие антидепрессанты, алкоголь, книги, советы близких, прочий кинематограф, - ничто не может меня отключить. Только фильмы Линча. Это мой единственный способ заставить себя остановиться думать. Да, когда я смотрю фильмы Линча, я не думаю. Абсолютно. Ни о чем. Отсюда я заключила для себя, что они обладают какой-то магической силой. Никак иначе. Хотите медитации - включайте Линча. Хотите постичь нирвану - включайте Линча. Мучает булимия - включайте Линча. Злитесь - включайте Линча. И вообще всегда, когда что-то не так - включайте Линча. Желательно его «Внутреннюю империю». На три часа забудете обо всем.
Но для начала вы должны узнать, почему его надо включать, если «ни фига ничего не понятно» (цитата знакомого). Вот несколько моих собственных тезисов:
1.«Для этого и надо включать! Потому что ничего не понятно!»
Нам понятно, почему мы переживаем или радуемся. Нам понятно, почему в квитанциях такие цифры за электричество, нам понятно, почему мы купили именно эту еду и прочее, прочее. Нам понятно все. Поэтому мы и переживаем. И для того, чтобы перестать переживать нам необходимо мощное противоядие, которое введет наше сознание в ступор и кроме звука «ээээ» ничего в нем не вызовет.
2. Линч - это сон, это набор кадров, это отрывистые звуки, это скрип, это вспышка, это клиповость, это мерцание, это подсознание, это абсурд, это момент, это красный цвет, это пантомима, это минималистичность, это судорога, это гиперболизация. Это все то, что выбивает из привычного ритма.
3. Его не нужно понимать. Его даже НЕЛЬЗЯ ПЫТАТЬСЯ понимать. Он не для этого. Он для того, чтобы вас встряхнуть и показать ту самую бесконечность.
Вот и все. А все ваши концепции, постановки кадров, смысловые диалоги, фабулы и сюжетные линии оставьте для Голливуда и массового кино.
4. Линча нельзя любить. Ты либо с ним, либо ты не с ним. Все. Либо ты вживаешься в него. Либо вы отмагничиваетесь на равноудаленное расстояние. Нет «между».
Поэтому я не могу сказать, что я люблю Линча. Линч - это мой антидепрессант. Я с ним, я в нем, я к нему, я за него.
Часть 2. Книга «Воспоминания специального агента ФБР Дейла Купера»
Я расправилась с историей «Твин Пикс» практически полностью, и теперь хотела бы высказаться на этот счет. Хотя как логично высказываться о нелогичном мире Линча до сих пор не представляю, поэтому просто попытаюсь систематизировать то, что увидела и прочитала.
Почему практически полностью? Потому что как сказал сам Линч после третьего сезона: «Твин Пиксу нет конца, так как все в этом мире и есть Твин Пикс». Мы никогда не закончим узнавать что-то новое о Твин Пиксе. И дело не в том, что еще предполагается снять или написать. Дело в том, как нам уже представлен этот мир. А представлен он в виде головоломки, решений у которой бесчисленное множество. Мы только бесконечное количество времени можем обсуждать что и к чему, но так и не найти правильного решения. Потому что его нет.
Перед нами печатное детище Линча. Конечно, составитель книги не он, а Скотт Фрост - брат того самого Марка Фроста - сценариста и напарника Линча по уже трем сезонам "Твин Пикса".
Вышла книга в этом году и, как очевидно, в преддверии нового сезона. Сразу скажу, что искать в ней отсылки к серьезной литературе или произведению искусства, как сам сериал "Твин Пикс", нет смысла. Это просто еще одна "бирюлька" в коллекцию истинных фанатов истории Дейла Купера. Ее цель - вызвать чувство ностальгии, но, главное, привлечь внимание к третьему сезону мистической франшизы и поднять ее рейтинги. Все!
Как я уже сказала, книга нацелена на истинных фанатов «Твин Пикс». Конечно, сейчас им может назваться каждый третий (не знаю, правда, почему). Но я же считаю, что истинными фанатами могут считаться наши родители и все, для кого "Твин Пикс" стал "первым массовым мистическим сериалом" (цитата моего папы). Потому как именно те, кто прожили более 25 лет с двумя сезонами "Твин Пикс" могут встречать третий как старого приятеля, испытать чувство родства, ностальгии и окунуться в воспоминания. Лично я являюсь верным почитателем творчества Дэвида Линча, а «Твин Писк» - это одна из его составляющих. А вообще, не люблю я слово фанат. Звучит как болезнь какая-то.
Короче, на своем примере убедившись могу сказать, что «Воспоминания Дейла Купера» будут интересны не только «возрастным» поклонникам, но и тем, кто совсем недавно узнал, кто такая Лора Палмер, и что совы - не те, кем они кажутся.
Помимо этого отмечу: книга будет интересна тем, кто смотрел хотя бы один сезон "Твин Пикс". Потому что (наверное, впервые это признаю) агент Купер - это тот самый герой, образ которого без помощи Линча составить невозможно.
Автор "воспоминаний" ориентируется на знающего читателя. Здесь, как и в любой фанатской книге, вам не будут разжевывать какие-то мелочи, которые рассматриваются в сериале и фильме "Твин Пикс: сквозь огонь". Образ Дейла Купера никто не представит лучше, чем сделал это Кайл Маклахлан с Дэвидом Линчем. Поэтому утверждение: "Я хочу прочитать до фильма, чтобы составить свой образ", - не прокатит. Вы все равно проиграете.
Книга написана в жанре дневника. Повествование начинается с того момента, как Дейлу на тринадцатилетие впервые подарили диктофон. С тех пор будущий агент ФБР ведёт аудиодневник. В связи с этим, как и предполагает жанр дневниковых записей, повествование местами "рваное", иногда записей нет целый год, а иногда они фиксируются каждый день. Кстати, я такой жанр люблю. Создаётся ощущение, что вскрываешь чужие письма: очень любопытно и нужно скорее прочитать, чтобы никто не заметил.
Короче, если вы любите "Твин Пикс", берите кофе, пончики и "Воспоминания специального агента ФБР Дейла Купера": "Сегодня утром я заметил, что моя моча пахнет спаржей, которую мы ели на обед. Интересно, почему ничего подобного не происходит, когда я ем гамбургер?"
Часть 3. Въезжаем в «Твин Пикс».
Тем, кто еще не познал мир "Твин Пикс", дам рекомендацию по ознакомлению с ним:
1. Включайте первый сезон. Смотрите полностью. Следом запускайте второй сезон и досматривайте до рассекречивания истории Лоры Палмер (вроде, серия 10 или 9).
2. Сделайте перерыв в несколько месяцев или год. Переспите с увиденным. После десятой серии начнется совсем другая история - история агента Купера, которую нужно смотреть с уже отдохнувшим сознанием.
3. В этот перерыв прочитайте "Воспоминания Дейла" - самое то! Уверяю вас, вы будете восторженно отмечать: «Вот когда он первый пончик съел в своей жизни, оказывается!», «Вот когда он впервые попробовал кофе!», «Так вот почему он постоянно интересовался растениями?!»
Здесь открывается то, что вы еще не посмотрели, и то, что станет вам подспорьем в понимании дальнейших серий. Вы узнаете подробности истории Дейла и Кэролайн, которая во втором сезоне рассказана скомкано. Поймете кто такой Уиндом Эрл, и почему он так любит шахматы, а также узнаете, кто такая Дайан. Да, ее вы увидите в третьем сезоне, но после книги вам будет куда приятнее ее встретить. Кстати, так как я читала книгу перед третьим сезоном, я попыталась представить загадочную Дайан самостоятельно. Что ж, как я и сказала, я проиграла Линчу. Лора Дёрн превзошла мои ожидания.
4. Дочитайте последние страницы книги в кафе, заказав кофе и пончики.
5. Идите домой и включайте продолжение второго сезона. Досматривайте.
6. Нет смысла делать искусственный перерыв между вторым и третьим сезоном в надежде, что вы испытаете такое же чувство ностальгии, как наши родители. Не получится. Просто включайте и смотрите на то, как красиво умеют стареть американцы. Не думайте. Абсолютно.
7. Завершайте свою историю просмотром фильма «Твин Пикс: сквозь огонь». Приятно будет снова повидать помолодевших любимых героев. И эмоциональное состояние будет как раз то.
*Данная схема проверена на себе.
Третий сезон - это Линч, который забил на все законы медиа, касающиеся рейтингов, линейности сюжета, очевидной концовки, - всего, что требовали от него в предыдущем сезоне.
«Мы не собирались раскрывать убийство быстро. На студии это не понравилось. И они заставили нас добраться до убийцы Лоры. На самом деле в этом не только они виноваты. Просто людей гложет этот червячок, им обязательно надо знать, кто убил Лору Палмер. Сидит в них и гложет», - Скотт Фрост.
Третий сезон - это классическое сознание Девида Линча. Хаотичное и бессвязное. И если предыдущие два сезона автор, на мой взгляд, выстроил под влиянием своего первого фильма с прямой и ясной сюжетной линией «Дикие сердцем». То в третьем сезоне он выражает явный протест самому себе из прошлого. Он идет вразрез абсолютно со всем, что было снято и положено в основу франшизы 25 лет назад.
Ядерный взрыв, великан в состоянии невесомости, загадочные смски Дайан, убийство мирного жителя, недовольного припаркованным автомобилем, трехминутный концерт в «Доме у дороги», бессвязные диалоги Одри и ее непропорционального мужа, какие-то бомжи, мимолетное появление сына Люси и Энди, потерявшийся в лесу дед, Надин с лопатой доктора, две отвратительные рвоты, пузатый Маклахлан, вяленое мясо на прилавке магазина - все это. Не имеет. Никакого. Смысла. Все. Это. Просто. По тому. Что. Линч. Так. Захотел. Снять. И все. А еще для чувства ностальгии. Вот теперь все. И никаких затекстов, подтекстов, скрытых смыслов и неоткрытых пространств человеческого разума.
Это все просто по тому, что «все в этом мире и есть Твин Пикс».