Камбоджа, часть 1. Ангкор
Будто Наташа Ростова на встречу с князем Курагиным (удайся она), под покровом ночи сбежала я, хлопая по одинокому коридору сланцами, в сени гестхауса к своему Срокилу. В окно заглядывала пальма, шуршали ящерицы, у крыльца пыхтел экипаж марки тук-тук на бензиновом ходу. Только собольей шубы тут еще не хватало. Не хватало только собольей шубы для довершения картины.
Накануне водитель тук-тука Срокил, которого я ангажировала на двухдневный трип по Ангкору, сказал: «Давайте выедем в файф о клок и встретим рассвет в Ангкоре, очень красиво». Файф о клок так файф о клок. Сто лет мне не предлагали встретить рассвет - я согласилась.
Гони, Срокил! Пусть мимо бегут черные деревья, ветер треплет мне волосы, о лицо разбиваются мошки.
Как же все-таки романтичен рассвет в Ангкоре! Только ты и еще двести человек. И стоите вы так, вдвухсотером, затаив дыхание и взведя фотоаппараты, и ждете. Взойдет, не взойдет.
И думаете еще: а вдруг не взойдет? - вернут на кассе деньги за несостоявшееся представление или нет? Но все организовано по высшему разряду. Вот на востоке насыщенная черная гуашь начинает бледнеть, будто разбавленная водой. Совершив свой ежедневный моцион вокруг Земли, Солнце снова приходит в Ангкор.
Увидев, сколько человек встречает его здесь, оно поначалу зардеется от смущения, зальется розовой краской. Но быстро оправится от неловкости и, не прерывая хода, поспешит все дальше, выше и выше, оно по своим делам, люди - по своим.
У меня в планах был осмотр величайшего древнего города на северо-западе Камбоджи около Сием Рипа. Несколько столетий с 9 по 12 века кхмерские короли возводили его мощные стены, каждый новый, не желая довольствоваться рынком вторичного жилья, начинал новое строительство. А затем город был оставлен и его поглотили джунгли.
22 января 1861 года Ангкор обнаружил натуралист-француз Анри Муо. За полтора века город отвоевали у джунглей, почти восстановили руины, и теперь любой желающий может посетить бывшую кхмерскую столицу - больше сотни храмов, разбросанных по территории в двести квадратных километров. Именно храмов, потому что ни королевские дворцы, ни тем более дома простых смертных не сохранились: только жилище бога разрешалось строить из камня.
Ангкор Ват
Версальский пруд, английский газон, кхмерская архитектура и юго-восточные крокодилы. Шучу. В пруду вокруг храма раньше действительно жили крокодилы (как и во рве, опоясывающем город). Сейчас там водится только тина, с которой борются как могут.
Ангкор Ват - самый знаменитый и самый грандиозный ангкорский храм. И самый сохранившийся, как раз из-за крокодилов пруда (джунгли не смогли его пересечь) и из-за того, что в храме жили монахи. Правда, ему досталось от людей: в семидесятых, во время разгула Пол Пота, здесь обосновались партизаны.
90 х 60 х 90 1025 х 800 х 65 - идеальные параметры для величайшего храма в мире. 65 - высота центральной башни. Всего их пять, главная символизирует мифическую гору Меру - центр мироздания в картине мира древних индуистов.
Почти все стены Ангкор Вата, как и многих других храмов, покрыты барельефами. Сцены из индуистской мифологии, жизнь древних кхмеров, военные походы, танцовщицы апсары. В одном только Ангкор Вате эти комиксы занимают площадь в 1200 квадратных метров.
Байон
«А горы все выше, а горы все круче…» Рассказывая о Байоне, шутить не хочется. Какие тут шутки, если поднимаешься на него ты обычным человеком, а спускаешься КМС по альпинизму. Крутые ступени, узкие пещерные проходы, тесные святилища. Громада храма напоминает большую гуталиновую скалу с неприступными утесами. И с каждой из четырех сторон пятидесяти двух башен Байона смотрят лики бодхисатвы Авалокитешвары. 208 больших братьев следят за тобой.
Это что-то совершенно бесподобное по ощущениям. Люди на барельефах, что покрывают стены храма, живут: они охотятся, рыбачат, готовят пищу, воюют. И ты чувствуешь себя здесь одним из них, человеком с маленькой буквы, затерявшимся в течении истории, культуры и природы, чья жизнь всего лишь крохотная жанровая сценка на барельефе чего-то вечного.
Тапром
Вы когда-нибудь видели, как росянка схватывает добычу? Есть и кое-что покруче. Как огромные хищные деревья поглощают тысячелетний храм. Почти так выглядели все храмы Ангкора, когда их нашли люди. Как удавы, медленно, но верно заглатывают джунгли жертву, обволакивают кольцами корней и скрывают в своем чреве. Хищник переваривает древний камень, оставляя руины, и запускает свои щупальца все дальше.
Стоит зазеваться, и от тебя останется только пустое место.
Ник Пин
Град Китеж, затонув где-то в средней полосе России, всплыл таки в Камбодже.
Это наводнение местного значения объясняется тем, что храм Ник Пин находится на острове посередине озера.
Бонусом в Ангкоре подают зоопарк. Во времена расцвета города в городском рве водились крокодилы. А сейчас вот…
Коровы борются с джунглями там, где не справляются люди и техника.
Ну и еще несколько фото храмов и ангкорской жизни. Названия некоторых из них выветрились так же быстро, как я их осматривала, но впечатление грандиозности, искусства и величия древнего города не исчезло до сих пор.