Сверхмощный боеприпас весом до 26 т и ТЭ в 20-30 Мт.
Готовился к испытаниям в 1956-57 гг. Изготовлен, не испытан.
Первые упоминания о теоретических исследованиях по созданию сверхмощного боеприпаса в габаритах будущего изделия 202 относятся, видимо, к началу 1954 года.
-
Предложение о переводе работ в практическую плоскость это, предположительно, "записка А.П. Завенягина, Г.К. Жукова, И.В. Курчатова и П.М. Зернова в Президиум ЦК КПСС с представлением проекта постановления СМ СССР" от 28 декабря 1955 года. [1]
-
5 января 1956 года принято постановление СМ СССР № 46-31сс, по которому, в частности, на МСМ возложена задача разработать изделие мощностью 20-30 Мт в виде авиабомбы для применения с самолета М-4. Испытание намечено провести на полигоне 700 (Новая Земля) в 3-м квартале 1956 года. [2]
Вскоре носителем изделия 202 вместо М-4 "назначен" Ту-95 (Ту-95К). [3]
-
17 марта 1956 г. выходит развернутое Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 357-228сс «О подготовке и проведении испытания изделия 202 на объекте 700 Министерства обороны СССР», где учтено требование Президиума ЦК КПСС о внесении изменения в разрабатываемую конструкцию бомбы. [4]
В приложении № 2 к этому постановлению детально расписаны мероприятия по подготовке к испытанию, в том числе работы на полигоне, переоборудование носителя Ту-95, баллистические испытания корпуса изделия, отработка парашютной системы, выделение пособий для переселяемых жителей и обеспечение временно эвакуируемых жильем и бесплатным питанием и др.
-
Разработкой заряда для изделия 202 занимался созданный в 1955 году НИИ-1011 (ныне ВНИИТФ)(директор Д.Е. Васильев, научный руководитель и главный конструктор К.И. Щелкин). Предварительные расчеты показали, что в указанных габаритах мощность изделия 202 может составлять 38 Мт и выше. [5]
-
Летом 1956 г. возникают первые сомнения в целесообразности испытания изд. 202 (при реальном применении возможно уничтожение противником бомбы, снабженной парашютной системой, в воздухе.)
Внесено предложение об ограничении мощности взрыва величиной в 15 Мт (при этом отпадает необходимость извлекать дейтерид лития из ранее изготовленных бомб). И что интересно - даже при такой громадной площади территории Советского Союза выбрать оптимальное местоположение полигона для испытаний сверхмощных изделий так и не удалось. [6]
-
К концу августа 1956 г. бомба изготовлена. Но отработка парашютной системы не закончена. В связи с тем, что полная готовность к испытаниям может быть достигнута только к октябрю, МСМ просит о переносе испытания на весну 1957 года (ссылаясь на плохие погодные условия в районе Новой Земли в октябре). [7]
-
31 августа правительством принято решение о переносе сроков испытания изд. 202 на март 1957 года. [8]
-
Я не знаю, какие события произошли в дальнейшем, но в мае 1957 года испытание изд. 202 было окончательно отменено. [9]
---------------------------------------
-
Все документы взяты из книги “Атомный проект СССР”, т.3, кн.2.
Выделенные болдом фрагменты - pn64.
-
[1] "В качестве реакции на наши испытания американцы объявили, что они проведут свои очередные испытания водородной бомбы в феврале-марте 1956 г.; готовятся к испытаниям своей водородной бомбы и англичане.
Не исключено, что на американских и английских атомных испытаниях будут взорваны водородные бомбы или устройства мощностью 10 или более млн тонн.
Предложения Советского Союза о запрещении испытаний, как известно, были отвергнуты американцами и англичанами. Однако нельзя совершенно исключить возможности, что после своих испытаний они пойдут на ограничение новых испытаний или на полное их запрещение.
Было бы поэтому весьма желательно показать, что мы можем изготовить бомбу во много раз сильнее и также сбросить ее с самолета. Наша бомба, во всяком случае, не должна быть слабее английской и американской.
Мы считаем, что нам следует приготовить к III кварталу 1956 г. бомбу мощностью 20-30 млн тонн. Она будет иметь вес 20-26 тонн.
Бомба такого веса, по мнению Министерства авиационной промышленности, может быть взята на самолет М-4. Однако придется серьезно усилить фюзеляж самолета и проделать другую работу.
Испытание этой бомбы надо провести на Новой Земле, ибо полигон № 2 в этом случае не позволяет обеспечить безопасность населения.
Для старта может быть использован новый аэродром на Севере, строительство взлетной полосы которого заканчивается.
Сбрасывание с самолета бомбы столь большой мощности возможно пока только с парашютом. Такой парашют придется создать заново, за что берутся соответствующие работники.
Нельзя сейчас с полной определенностью сказать о возможности доставки подобных бомб на расстояние до 8 тыс. км. Это дело требует серьезной проработки. Однако в Европе такое изделие может быть использовано. По-видимому, окажется возможным и доставка его на расстояние 8 тысяч километров.
Для изготовления бомбы мощностью 20-30 млн. тонн потребуется (...) дейтерида лития-6 до (...) кг. Для этого придется взять весь литий-6 из производства первых трех кварталов 1956 г. и из ранее изготовленных водородных бомб, с тем, чтобы последующие 2-3 квартала его компенсировать.
[...]
Для прочности самолетов решающим обстоятельством является не ударная волна, от которой самолет может достаточно уйти, но тепловое излучение от вспышки взрыва.
Для испытаний большого изделия мы предполагаем использовать парашют, замедляющий падение изделия, что дает возможность самолету уйти на нужное расстояние.
Однако применять парашют в боевой обстановке представляется невозможным, так как бомбу с парашютом противник легче может расстрелять."
с. 432-433.
-
[2] "Совет Министров СССР отмечает, что проведенное испытание изделия РДС-27 и основанного на принципах АО изделия РДС-37 дало положительные результаты и открывает возможности значительного увеличения мощности изделий при одновременном сокращении расхода атомных взрывчатых веществ.
Совет Министров СССР ПОСТАНОВЛЯЕТ:
1. Обязать Министерство среднего машиностроения:
[...]
в) разработать и изготовить изделие на принципе АО мощностью 20-30 млн т весом 20-26 т и подготовить испытание его в III кв. 1956 года на Новой Земле с самолета М-4 с применением парашюта;
[...]
3. Обязать тт. Дементьева, Жигарева, Зернова, Мясищева, Туполева подготовить предложения:
а) об изготовлении к III кв. 1956 г. самолета М-4, рассчитанного на сбрасывание изделия весом 26 т.
б) о выпуске самолетов-бомбардировщиков с более прочной и теплоустойчивой обшивкой, пригодных для сбрасывания с них мощных изделий."
с. 435.
-
[3] "В качестве самолета-носителя изделия 202 предусматривается (вместо ранее намеченного самолета М-4) самолет Ту-95, который необходимо оборудовать устройством для подвески изделия и специальной аппаратурой, а также принять меры по защите самолета и его экипажа от воздействия ударной волны и светового излучения, возникающего при взрыве изделия.
Большой вес изделия, около 26 тонн, требует разработки и изготовления партии специальных парашютов для обеспечения сброса контрольных макетов и основного изделия 202."
Препроводительная записка начальника 6-го управления Министерства обороны СССР В.А. Болятко заместителю министра среднего машиностроения П.М. Зернову, 6 марта 1956 года, Приложение.
с. 444
-
"... разрешить Министерству авиационной промышленности (т. Дементьеву) и главному конструктору т. Туполеву использовать самолет-носитель Ту-95К системы К-20 для переоборудования его в самолет-носитель изделия «202»..."
Постановление СМ СССР № 346-218сс "О переоборудовании самолета Ту-95 для специальных целей", 12 марта 1956 г.
с. 446
-
[4] "б) ... проработать вопрос о введении в конструкцию изделия 202 специальной ступени предохранения, обеспечивающей несрабатывание изделия при отказе парашютной системы, и свои предложения доложить в ЦК КПСС."
Выписка из протокола №3 заседания Президиума ЦК от 12 марта 1956 г. о рассмотрении проекта постановления ЦК КПСС и СМ СССР о подготовке и проведении испытания изделия 202.
с. 445
-
"Постановление ЦК КПСС и СМ СССР № 357-228сс «О подготовке и проведении испытания изделия 202 на объекте 700 Министерства обороны СССР»
-
г. Москва, Кремль 17 марта 1956 г.
-
Сов. секретно
(Особая папка)
-
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Принять предложение Министерства среднего машиностроения (тт. Завенягина, Ванникова, Зернова, Курчатова) и Министерства обороны СССР (тт. Жукова, Горшкова, Жигарева, Неделина) о подготовке и проведении в 1956 г. испытания нового мощного изделия 202 на о. Новая Земля.
Взрыв изделия произвести в воздухе на высоте 3000 - 4000 метров при сбрасывании его с самолета-носителя Ту-95 с высоты 10000 - 11000 метров с применением парашютов.
При испытании провести изучение развития ядерной реакции при взрыве нового мощного термоядерного оружия, определение коэффициента полезного действия реакции, а также установление зон воздействия основных поражающих факторов взрыва.
[...]
3. Обязать Министерство среднего машиностроения (тт. Завенягина, Ванникова и Щелкина) в июле 1956 г. подготовить изделие 202 к испытаниям и проработать вопрос о введении в конструкцию изделия 202 специальной ступени предохранения, обеспечивающей несрабатывание изделия при отказе парашютной системы, и свои предложения доложить ЦК КПСС.
[...]
16. Обязать Министерство среднего машиностроения (тт. Завенягина, Ванникова, Курчатова) по выполнении расчетных работ и выбора окончательной схемы конструкции изделия 202 доложить ЦК КПСС о потребном количестве лития-6 и об обеспечении им изделия 202.
[...]
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР, придавая большое значение испытанию изделия 202, обязывают руководителей министерств и ведомств, привлекаемых к подготовке и проведению испытания, обеспечить под их личную ответственность выполнение мероприятий, предусмотренных настоящим Постановлением.
-
Секретарь Центрального Комитета КПСС Н. Хрущев
Председатель Совета Министров Союза ССР Н. Булганин."
с. 455-458
-
[5] "Отчет НИИ-1011 по обоснованию конструкции и расчетам изделия РДС-202.
-
6 июня 1956 г.
-
Сов. секретно
(Особой важности)
Экз. №1
-
Основные расчетные данные РДС-202
[...]
В задании на проектирование предусмотрена мощность изделия и количество Li6D, которое может быть в нем израсходовано, а именно полный тротиловый эквивалент должен составить 20 - 30 млн т, общее количество Li6D (с (...)% содержанием изотопа Li6) - до (...) тонн.
В результате согласования требований, вытекающих из конструкции изделия и возможностей самолета-носителя, установлены допустимый вес и габарит всего изделия, а именно:
общий вес - до ~ 25 т,
диаметр - до (...) м.
По условиям испытания взрыв должен быть произведен при сбрасывании изделия с самолета. При взрыве столь значительной силы единственным способом сохранить самолет-носитель от действия теплового излучения является применение парашюта для изделия, сильно замедляющее его падение и позволяющее самолету за это время уйти на большое расстояние.
Необходимость применить парашют потребовала расходования некоторой части из имеющихся весов и объемов, которые в противном случае могли быть использованы для повышения эффективности основной части изделия.
РДС-202 построено по принципу РДС-37 и отличается от него лишь значительными размерами, связанным с этим заметно лучшим использованием ядерного горючего и гораздо большей абсолютной мощностью.
(...)
Расчетное обследование ряда вариантов конструкции было проведено для веса Li6D около (...) кг, и оно показало, что в лучшем из обследованных вариантов мощность заметно превосходит первоначально намеченное значение и достигает по расчету 38 млн т(*). В связи с этим результатом количество Li6D для РДС-202 может быть значительно уменьшено.
Окончательное решение вопроса о количестве Li6D может быть принято министерством в последний момент перед изготовлением легких слоев, т.к. на конструкцию изделия это не влияет.
Проведенные работы позволили выбрать конструкцию основного изделия и проверить надежность работы разных узлов всей конструкции, (...), однако из-за большой загрузки ОПМ заданиями КБ-11 и НИИ-1011 до настоящего времени провести окончательный («сквозной») расчет РДС-202 не представилось возможным.
(...)
(*) Фактическая мощность должна быть несколько выше, т.к. образующийся при взрыве U-237 в действительности делится с бОльшим сечением, чем принято в расчете.
[...]
При решении многих основных вопросов по изделию РДС-202 мы пользовались консультацией Ю.Б. Харитона, Я.Б. Зельдовича, А.Д. Сахарова и других сотрудников КБ-11.
Все работы НИИ-1011 по РДС-202 проделаны под руководством К.И. Щелкина.
"
c. 480-482
-
[6] "Записка А.П. Завенягина, П.М. Зернова, Н.И. Павлова и К.И. Щелкина в ЦК КПСС с представлением проекта постановления о проведении испытания изделия «202».
-
23 июля 1956 г.
-
Сов. секретно
(Особой важности)
-
ЦК КПСС
По поручению ЦК КПСС от 21 июня 1956 г. докладываем о целесообразности проведения дальнейшей подготовки к испытаниям мощной водородной бомбы на полигоне «Новая Земля».
При обсуждении вопроса на заседании ЦК было высказано мнение, что испытание бомбы является нецелесообразным, поскольку применение ее невозможно без системы парашютов, замедляющих скорость падения и дающих возможность расстрелять бомбу при ее падении до взрыва.
Проведенный анализ вопроса, о котором доложено особо, показал, что бомба может быть использована в боевых условиях и без применения парашютов посредством:
а) изготовления самолета с беспилотным управлением;
б) изготовления атомной крылатой ракеты, рассчитанной на соответствующие габариты и вес.
Изготовление небольшого количества таких бомб мы считаем целесообразным для применения их, в случае необходимости, по наиболее крупным городам и промышленным районам.
Учитывая, что дальние ракеты будут иметь значительное отклонение от цели, что то же самое можно сказать в отношении беспилотного самолета, высокая мощность бомбы позволит нанести поражение решающим центрам противника даже при относительно неточном попадании в цель.
При решении вопроса об испытаниях, намеченных на Новой Земле, должны быть приняты во внимание следующие соображения:
а) район испытания радиусом около 380 километров вокруг пролива Маточкин Шар должен быть объявлен запретным для посещения его судами. При этом пароходство будет возможно на восток и на запад через Карские ворота. Из запретного района придется удалить относительно небольшое количество судов, которые ловят рыбу. При этом возможны возражения со стороны государств, владельцев рыболовных судов.
Заблаговременное объявление района запретным необходимо во избежание повреждения рыболовных судов.
Разумеется, Новая Земля является не вполне подходящим местом для проведения испытаний мощных водородных бомб.
Однако на полигоне № 2 Министерства обороны СССР вообще невозможно проводить крупные испытания. Максимальная мощность изделий, которые можно испытывать на полигоне № 2, во избежание поражения населения, не должна превышать 500 - 600 тыс. тонн, и то при исключении какой-либо аварии с самолетом.
БОльшая безопасность могла бы быть обеспечена для испытаний на островах Северной Земли. Однако оборудование полигона в условиях Северной Земли чрезвычайно затруднительно и дорого, а условия для испытаний крайне неблагоприятны.
Приходится мириться с относительно неблагоприятными условиями полигона на Новой Земле;
б) возможно, хотя мало вероятно, что от ударной волны будут выпадать оконные стекла в отдельных домах в северных областях Норвегии. Для избежания этого нами будут приняты меры к тому, чтобы испытания происходили при отсутствии ветра в направлении Скандинавского полуострова;
в) не исключена какая-нибудь авария с самолетом, несущим бомбу и вылетающим с аэродрома «Оленья». В этом случае самолет будет вынужден или вернуться на базу, или окажется в положении, когда экипаж должен будет покинуть его.
Нами будут приняты меры к тому, чтобы в случае аварийного падения самолета в море или аварийной посадки на базе избежать взрыва водородного заряда.
Однако гарантии от того, что может произойти атомный взрыв, нет.
При падении самолета в море в безлюдный район этот взрыв не представит опасности.
При возможной аварийной посадке самолета на аэродроме от атомного взрыва и даже просто взрыва обжимающего заряда может пострадать экипаж и персонал аэродрома.
Однако такая опасность всегда существует при испытаниях с самолетов;
г) опасность поражения экипажа самолета-носителя от взрыва бомбы при нераскрытой парашютной системе.
Эта опасность устраняется путем постановки на бомбе устройства, исключающего взрыв в воздухе при нераскрытой парашютной системе. Исключается также водородной взрыв при ударе бомбы о землю за счет установки в переднем (головном) инициирующем изделии термоядерного запала. Последний не может сработать при подрыве инициирующего изделия от удара о землю.
Остается политическая сторона вопроса, о которой мы не можем судить с достаточной компетенцией.
Мы можем только отметить, что американцы производят испытания мощных бомб, и они взорвали 21 мая, 10 июля и 21 июля бомбы мощностью, по-видимому, 7 - 10 млн тонн (тогда как наша бомба составляла всего 2 млн тонн).
Англичане готовятся провести испытание водородной бомбы в будущем году.
Наш отказ от взрыва бомбы «202» едва ли приведет к прекращению испытаний американцами и англичанами. Скорее, наоборот, взрыв нашей мощной бомбы понудит американцев и англичан пойти на соглашение по прекращению испытаний.
Не последнее значение имеет престиж Советского Союза. Испытание мощной советской водородной бомбы позволит поддержать его на должной высоте.
Таким образом, исходя из возможности в будущем применения изделия «202» на беспилотном самолете и учитывая условия испытаний на Новой Земле, мы считаем целесообразным намеченные испытания осуществить.
Из всех значений мощности, которую может иметь эта бомба, от 15 до 40 млн тонн, в интересах безопасности заряд можно ограничить мощностью около 15 млн тонн. При этом потребуется заложить в нее (...) кг дейтерида лития-6, что можно сделать, не затрагивая изготовленных ранее водородных бомб.
Успешный подрыв бомбы мощностью 15 млн тонн гарантирует надежность действия бомбы в случае увеличения количества дейтерида лития-6 и повышения мощности бомбы до 40 млн тонн по тротиловому эквиваленту.
Подготовка к испытанию бомбы «202» находится в следующем состоянии.
Изоготовление бомбы будет закончено до 15 августа с. г.
Испытательный полигон на Новой Земле и аэродром вылета самолета-носителя со снаряженной бомбой в районе ст. «Оленья» на Кольском полуострове будут закончены в июле месяце.
Самолет Ту-95, специально переоборудуемый по Постановлению Совета Министров СССР от 17 марта 1956 г.(1) для транспортирования мощной водородной бомбы, в настоящее время проходит испытания.
Парашютная система проходит летную отработку, которая будет закончена до 15 августа на 71 полигоне ВВС сбрасыванием полногрузных баллистических изделий «202» с самолета Ту-95.
Просим рассмотреть и утвердить прилагаемый проект постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР.
-
Приложение: мб. ст-697ов (1 л.).
-
п/п А. Завенягин
п/п П. Зернов
п/п Н. Павлов
п/п К. Щелкин
-
Верно(2)
-
Исх. ст-614/3
23.VII 56 г.
-
[Приложение]
Центральный Комитет КПСС и Совет Министров СССР
Постановление № ...
-
г. Москва, Кремль
«...» ... 1956 г.
-
ЦК КПСС и Совет Министров Союза ССР ПОСТАНОВЛЯЮТ:
1. Принять предложение Министерства среднего машиностроения о проведении испытаний водородной бомбы «202» в августе - сентябре 1956 г. на полигоне № 700 Министерства обороны СССР (Новая земля) с мощностью взрыва бомбы до 15 млн тонн по тротиловому эквиваленту.
2. Обязать Министерство обороны СССР объявить через печать запретную зону вокруг полигона радиусом 360 километров на необходимый для испытания срок.
-
Помета на первом листе записки, от руки: Решение Президиума ЦК КПСС П30
3/VIII 56 г.
-
Архив Росатома. Ф. 24, оп. 18, д. 29, л. 103-108. Заверенная копия.
-
(1) Так в документе. Речь идет о постановлении СМ СССР от 12 марта 1956 г. № 346-218сс - см. документ № 196.
(2) Далее подпись неразборчива.
"
c. 486-489.
-
[7] Записка А.П. Завенягина, Б.Л. Ванникова и П.М. Зернова в ЦК КПСС с представлением проекта постановления Президиума ЦК КПСС о переносе срока испытания изделия «202»
-
29 августа 1956 г.
-
Сов. секретно
(Особой важности)
-
В ЦК КПСС
В соответствии с поручением ЦК КПСС от 3 августа 1956 г. докладываю:
1. Водородная бомба мощностью около 15 млн т (изделие «202») Министерством среднего машиностроения закончена изготовлением, принята комиссией Министерства среднего машиностроения и подготовлена для испытания.
2. Полигон на Новой Земле для испытания изделия «202» Министерством обороны СССР построен. Оборудование и приборы, необходимые для регистрации явлений при взрыве бомбы, изготовлены, и значительная часть их доставлена на полигон.
3. Самолет Ту-95, предназначенный для подвески и транспортировки изделия «202» в район цели, Министерством авиационной промышленности изготовлен, прошел необходимые испытания, и с 15 августа с.г. на этом самолете производятся на полигоне № 71 ВВС полеты по отработке парашютной системы для безопасного сбрасывании (так в тексте - pn64) с самолета Ту-95 изделия «202».
4. Отработка парашютной системы для изделия «202» еще не закончена и продолжается на полигоне около Керчи. С грузом в 9 тонн удалось получить удовлетворительные результаты.
Когда было закончено оборудование специального самолета Ту-95, могущего поднимать груз в 26 тонн, было проведено несколько сбросов, которые показали недостаточную прочность парашютов.
Сейчас схема парашютов изменена, и последний сброс проведен удовлетворительно. Все парашюты испытания выдержали.
Для получения необходимой надежности нужно провести еще не менее 5 сбросов макетов изделия «202» весом 26 тонн.
Однако сейчас полеты самолетов Ту-95 по распоряжению ВВС прерваны на 10-12 дней. Причиной является неисправность высоконапорных топливных помп на самолете Ту-95 в войсковых частях.
По получении на полигоне № 71 других высоконапорных помп и замене непригодных полеты самолетов Ту-95 и испытания парашютной системы будут возобновлены.
С учетом перерывов в полетах можно рассчитывать закончить испытания парашютной системы к концу сентября.
5. Таким образом, проведение испытаний изделия «202» на Новой Земле возможно в октябре. Однако этот месяц является весьма неблагоприятным для испытаний: стоит плохая погода, дающая мало оснований рассчитывать хотя бы на 1-2 малооблачных дня; светлое время дня недостаточно и быстро сокращается.
Министерство среднего машиностроения вынуждено поэтому просить о разрешении перенести испытания на весеннее время: март - апрель месяцы.
По поручению ЦК нами дополнительно изучался вопрос о безопасности испытаний, распространении ударной волны и распространении радиоактивности.
Для уверенного суждения по этим вопросам необходимо прозондировать атмосферу высотой, по крайней мере, до 30 км при помощи шаров-зондов.
Нами в последнее время были получены шары-зонды из Франции, однако они поднимаются всего до 20 - 22 км.
Есть основания рассчитывать, что в ближайшие месяцы мы получим отечественные шары-зонды, поднимающиеся до 28 - 30 км.
В этом случае к марту-апрелю мы могли бы получить данные о направлении и силе ветров на нужных нам высотах и выбрать погоду, позволяющую избежать распространения ударной волны и радиоактивности в западном направлении.
Проект постановления ЦК КПСС прилагается.
-
На 1л. мб ст. 866ов.
-
п/п А. Завенягин
Б. Ванников
П. Зернов
-
Верно:(1)
-
Исх. ст. 691/3
29.VIII 56 г.
-
[Приложение]
Постановление Президиума ЦК КПСС № ...
-
г. Москва «...» августа 1956 г.
-
Согласиться с предложением Министерства среднего машиностроения об отсрочке испытаний изделия «202» до марта-апреля 1957 г.
-
Помета на нижнем поле первого листа, от руки: Рассмотрено Президиумом ЦК КПСС 31/VIII 56 г. П38/III.
-
Архив Росатома. Ф. 24. оп. 18, д. 29, л. 99 - 102. Заверенная копия.
-
(1) Далее подпись неразборчива.
"
c. 492-493
-
[8] «Приказ министра среднего машиностроения СССР № 604сс» о плане мероприятий по обеспечению подготовительных работ к испытанию изделия «202»
-
г. Москва 6 сентября 1956 г.
-
Сов. секретно
-
Правительством 31 августа 1956 г. испытание изделия «202» отложено без снятия вопроса о целесообразности проведения такого испытания(1).
Во исполнение указанного решения ПРИКАЗЫВАЮ:
Начальнику Главного управления опытных конструкций Павлову Н.И., НИИ-1011, тт. Васильеву Д.Е., Щелкину К.И.:
1. Принять решение Правительства от 31 августа 1956 г. к руководству и исполнению.
2. В 2-недельный срок подготовить и представить мне на утверждение план мероприятий по обеспечению подготовительных работ к испытанию изделия «202» в марте 1957 г., а также сохранности в осенне-зимний период полигона и оборудования на нем, необходимого для проведения испытаний.(2)
Данный план мероприятий согласовать с Министерством обороны СССР и другими заинтересованными организациями.
3. Обеспечить до 1 января 1957 г. отработку, совместно с НИИ ПДС и ВВС, парашютной системы для безопасного сбрасывания изделия «202» с самолета Ту-95.
4. Совместно с Главгидрометеослужбой и ВМФ организовать на полигоне «700» систематические метеорологические наблюдения за состоянием погоды и метеорологическими условиями в верхних слоях атмосферы.
-
Министр среднего машиностроения А. Завенягин
-
Архив Росатома. Ф. 24, оп. 6, д. 138, л. 82. Подлинник.
-
(1) Вопрос о переносе срока испытания изделия «202» был поставлен Министерством среднего машиностроения перед ЦК КПСС 29 августа 1956 г. и 31 августа был рассмотрен Президиумом ЦК КПСС (см. документ № 215).
(2) Постановлением СМ СССР от 18 мая 1957 г. № 532-266сс испытание изделия «202» было отменено. Проект этого постановления был представлен на рассмотрение и утверждение первым заместителем Председателя Совета Министров СССР М.Г. Первухиным и министром обороны СССР Г.К. Жуковым письмом от 16 мая 1957 г. № ст. 316/3 - см. документ № 229.
"
c. 495-496.
-
[9] Документ № 229.
"
Письмо первого заместителя Председателя Совета Министров СССР М.Г. Первухина и министра обороны СССР Г.К. Жукова в Президиум ЦК КПСС с представлением проекта постановления СМ СССР об отмене испытания изделия «202».
-
16 мая 1957 г.
-
Сов. секретно
(Особой важности)
-
В Президиум ЦК КПСС
Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 17 марта 1956 г. № 357-228сс(1) были предусмотрены подготовка и проведение в 1956 г. испытания изделия «202» большой мощности.
В середине 1956 г. вопрос об испытании указанного изделия рассматривался в ЦК КПСС и решением Совета Министров СССР от 31 августа 1956 г. испытание изделия «202» было отложено, без снятия вопроса о целесообразности проведения такого испытания.
Тем же решением было поручено Министерству среднего машиностроения внести в апреле 1957 г. свои предложения по вопросу об испытании изделия «202».
Во исполнение указанного решения Министерство среднего машиностроения докладывает, что в настоящее время после проведения испытаний изделий 4ОГН, «245» и «205» выявилась нецелесообразность проведения испытания изделия «202», так как в научном отношении испытание этого изделия не даст дополнительных данных, которые могли бы быть использованы при конструировании новых и усовершенствовании ранее созданных изделий.
Кроме того, необходимо иметь в виду, что при проведении испытаний изделия «202» ударная волна может достигнуть северных районов Норвегии и причинить некоторые повреждения: могут быть выбиты стекла в отдельных домах и выдута зола из печей.
Министерство среднего машиностроения и Министерство обороны СССР предлагают изделие «202» не испытывать, а ядерные взрывчатые материалы использовать для проведения экспериментальных исследований и испытаний, предусмотренных планом на 1957 г.
Просим рассмотреть и утвердить прилагаемый проект Постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР(2).
-
п/п М. Первухин
п/п Г. Жуков
-
Верно(3)
-
№ ст. 316/3
«16» мая 1957 г.
-
Архив Росатома. Ф. 4, оп. 10, д. 36, л.68. Заверенная копия.
-
(1)См. документ № 201.
(2) Постановление СМ СССР от 18 мая 1957 г. № 532-266сс.
(3) Далее подпись неразборчива.
"
c. 561-562