Серьезно пострадавших в массовой драке молодых людей, которая произошла минувшим вечером в селе Куликовы Копани Ставропольского края, нет. Как сообщили сегодня ИТАР-ТАСС в пресс-службе ГУВД, легкие телесные повреждения получили четверо участников потасовки. Значительную часть населения в Туркменском районе издавна составляют русские и туркмены. Полученные в ходе расследования данные, подчеркнули в пресс-службе, "опровергают слухи, будто драка вспыхнула на почве межнациональной неприязни". Выяснилось, что "все участники драки - одной национальности - туркмены, и есть основания полагать, что раздор между ними произошел из-за девушки". Туркменская районная прокуратура возбудила уголовное дело по статье "хулиганство". Зачинщики драки устанавливаются.
25-06-2007,
Русская Служба Новостей Ранее по теме:
Очередная массовая драка на Ставрополье
http://pmv-ru.livejournal.com/243719.html Материал по теме:
Кулачные бои в Кендже-Кулаке
Массовую драку в селе Кендже-Кулак со стрельбой, поножовщиной и жертвами власти Ставрополья оценивают как спланированную провокацию, которой придан межэтнический и межрелигиозный характер. Но скорее всего история будет спущена на тормозах, как и прежние ЧП в многонациональном крае с преобладающим славянским населением. Между тем их замалчивание заметно усиливает взрывной потенциал Северо-Кавказского региона, выводит его за границы национальных республик, в российскую "глубинку".
В КРОВАВЫХ подробностях массовой драки, которую районные власти поспешили назвать "бытовой", еще много невыясненного. В сельском кафе за кружкой пива проводила время компания русских парней. Сюда же направились якобы за пивом трое гостей туркменской свадьбы, гулявшей в доме неподалеку. Пришедшим не хватило места, и началась драка. Туркмены бросились за подмогой к соплеменникам, после чего на улицу вывалилась вся мужская часть свадьбы. Подоспела и русская молодежь с дискотеки, проходившей в Доме культуры. На том "бытовой фактор", похоже, и заканчивается.
Две возбужденные толпы в ночной темноте пошли стенка на стенку, захватывая в орбиту жителей села, случайно оказавшихся на пути. У дерущихся в руках оказались ножи, цепи, камни, колья...
Александр Шрамко получил пять проникающих ножевых ранений в спину. Учительнице Валентине Бесшапошной разбили камнем лицо и глаз. 38-летнему Виктору Онищенко проломили грудную клетку и размозжили голову ударом сзади. Казак Виктор Викторович, живым вернувшийся после службы в Афганистане, погиб у себя дома. Его сын сейчас воюет с боевиками в Чечне, устанавливая там конституционный порядок.
Далее цитирую по докладной записке секретаря краевого Совбеза Василия Бондарева полпреду Президента РФ в Южном федеральном округе Виктору Казанцеву: "На следующий день, 7 января, группа людей туркменской национальности в возрасте от 17 до 30 лет общей численностью около 80 человек демонстративно ворвалась в село, прошагала по его центру, скандируя: "Аллах Акбар". Все нападающие были вооружены подручными средствами для погрома. Не реагируя на требование милиции, а затем напав на милицейский заслон с криками: "Выпускай кишки русским", - хулиганы пытались начать избиение жителей села... Предупредительными выстрелами в воздух и с помощью местного населения милиции удалось рассеять бандитов и задержать восемь человек. У одного из нападавших изъят пистолет. Судя по массовости, оперативности прибытия к месту драки жителей поселков Эдельбай, Сабан-Антуста и Шарахалсун, действия носили организованный и спланированный характер".
...Сходы русского населения Кендже-Кулака и похороны убитого казака превратились в акции гнева, возмущения и жесточайшей критики местных властей и правоохранительных органов. Люди обвиняли их в прямом попустительстве преступникам.
После событий в Кендже-Кулаке Совбез края констатирует: "Изучение ситуации с выездом на место убеждает, что в районах компактного поселения туркмен и ногайцев (участников межнациональных стычек в ряде районов края. - Авт.) ПОЛНОСТЬЮ отсутствует система воспитания и образования в духе уважения российских законов, обычаев, традиций русского населения".
Вот так! Вполне по русской поговорке: "Пока гром не грянет, мужик не перекрестится!" Но ведь гром-то гремит не в первый раз. И всякий раз "с выездом на место" власть в этом убеждается. А если что-то отсутствует "полностью", то и виновных нет, и спрашивать не с кого! Чиновники краевой администрации, похоже, и не способны влиять на ситуацию, кроме как выпускать пар, публично отваживаясь лишь на нейтральную констатацию, что "кое-где и кое-кто у нас порой..."
На днях услышала грустное признание одного из чиновников, далеко не последнего на Ставрополье: "До чего дело дошло - в своем же сугубо славянском крае мы уже не можем поднять голос в защиту русского населения: сразу же крики националистов, обвинения в разжигании национальной розни. А Запад туда же! В Чечне тоже годами не замечали нарушений прав русскоязычных, последствия оказались драматическими. Между тем вопрос защиты русского населения стоит ребром уже не только в национальных субъектах, а мы боимся эту тему даже поднимать - обвинят в "нагнетании". Вот приехала группа казаков молча положить цветы на могилу убитого Онищенко, сразу вопль: провокация! Или, к примеру, организуются люди, чтобы обезопасить свои станицы, свои семьи вблизи неспокойных территорий, чуть ли не протест нашему губернатору выражает уже руководство субъекта. Русским остается только терпеть, да надолго ли хватит!"
- Какой к черту межнациональный конфликт увидели в Кендже-Кулаке, когда налицо далеко идущая провокация. А для дымного шлейфа организованная по этническому признаку, - рубит ладонью бывший крупный милицейский чин. - Разрешение этих ЧП исключительно в компетенции силовых, правоохранительных, фээсбэшных структур, задача которых одна на всех: выявить и взять организаторов и исполнителей так, чтоб другим неповадно было. Но органы разыгрывают дипломатию и деликатность там, где должен сказать свое жесткое слово закон.
И впрямь: как в рот воды набрала краевая прокуратура, не считающая необходимым в подобных случаях обозначать свою принципиальную позицию или хотя бы высказаться в отношении районной структуры, чье подозрительное бездействие в немалой степени вызвало цепную реакцию погромов в этом восточном уголке Ставропольского края.
Такую же позицию заняло ГУВД Ставрополья, где руководители меняются как перчатки. Зато неизменно прочно сидят в своих креслах их назначенцы в том же Туркменском районе, к деятельности которых много вопросов. Не правда ли, удивительное совпадение: во время самого бурного развития конфликта участковый исчез из села. И потому, как сказано в справке, были несвоевременно проинформированы правоохранительные органы(?!) То есть хулиганье лупило селян цепями, кольями, проламывало головы, а милиция в это самое время ничегошеньки не знала. Или знать не хотела?
Еще одна сторона вопроса. Самый низкий уровень жизни населения, самая высокая степень безработицы, особенно среди молодежи, самая запущенная социальная сфера - все это в наибольшей степени характеризует восточные районы края. Там, где проживает большая часть национальных диаспор - туркмены, ногайцы, дагестанцы и где этнические стычки в последние годы приобретали неуправляемый характер. Причем страдают не обязательно русскоязычные. Полтора года назад в селе Иргалы Степновского района вспыхнул конфликт между ногайцами и дагестанцами, врукопашную схватились несколько сот человек с обеих сторон... В таком "бульоне" социального негатива взаимоотношения между этническими группами вскипают быстро. И все сводить к истошному крику "Наших бьют!" От неуправляемости, беззакония страдают все - независимо от национальной принадлежности.
НО о национальных проблемах краевая власть говорить "стесняется", общественные и управленческие процессы пущены на самотек. Особенно это касается кадровой политики: в русскоязычных районах края с компактным проживанием ставропольских неславян последние активно занимают наиболее значимые в социально-политическом плане должности (в основном "первые роли", как в Туркменском районе) - в той же милиции, налоговой инспекции, полиции, образовании...
Данное обстоятельство, ровным счетом не имеющее никакого значения для здоровых в этнопсихологическом плане территорий, в северо-кавказских субъектах Федерации становится источником напряженности. На этот фактор указывают все: и краевые "верхи", и местное население, в том числе представители нацменьшинства, уставшие от кланового беспредела и общинной "солидарности", далекой от соблюдения права и закона.
Но если краевая власть эту проблему обозначает, о чем информирует и Москву, и Южный федеральный округ, то возникает резонный вопрос: что ей мешало не только взять ситуацию под неусыпный контроль, но и активно действовать на этом поприще?!
Не сподобилась на публичную оценку проблемы и местная законодательная власть. Почему? Ответ очевиден: задача межэтнической гармонизации края в число приоритетов краевой Думы не входит и не входила даже в самый пик межэтнической напряженности, порожденной распадом постсоветского пространства.
Все последнее десятилетие граничащий с Чечней край захлестывали миграционные волны - по сути неуправляемые, неподдающиеся достоверной статистике. Мигранты составляют сейчас около пяти процентов от числа ставропольского населения, что, по экспертным оценкам, превышает критический уровень, провоцирующий межэтнические стычки. Это обстоятельство в совокупности с прочими моментами в корне изменило этнодемографический баланс в десятках населенных пунктов, создав новые источники напряженности.
Но кому всерьез анализировать эти процессы в крае? Не паре же этноспециалистов, "прикомандированных" к малочисленному составу краевого Совбеза и вынужденных заниматься не только национальными проблемами!
Или такой момент. Число мусульманских объединений на Ставрополье выросло в десять раз - с трех до тридцати. У соседей в Карачаево-Черкесии почти с половиной русского населения (в недавнем прошлом автономной области края) число таких общин выросло в сто раз. За последние пять лет в крае возведены 20 православных храмов и 13 мечетей при том, что мусульмане составляют всего чуть более шести процентов населения.
И все бы неплохо, если бы экстремисты не использовали религиозный фактор для дестабилизации обстановки в регионе. Почему лишь только после кровавых событий в Кендже-Кулаке до больших краевых начальников дошла информация, что накануне событий по местам компактного проживания туркмен (а это ведь не в одном районе!) побывали эмиссары ваххабитов, не оставляющих своим вниманием Ставрополье уже давно? А если такую информацию "компетентные органы" знали заранее, почему так некомпетентно ею воспользовались?
И ДРУГОЕ. Признавая, что ваххабиты ведут активную идеологическую обработку местного населения, сами власти - от районных до краевых - такому напору не противостоят. Информационный вакуум в среде населения восточных районов Ставрополья, по сути, полный. Люди живут здесь без газет, даже местных, во многих населенных пунктах работает лишь один федеральный канал, недоступно краевое телевидение. Общественное сознание безраздельно формируют слухи, сплетни, распространяемые заезжими эмиссарами.
- Обрушение экономики на постсоветском пространстве запустило и обострило процессы самоидентификации этносов по принципу разделения "свой - чужой", - подводит теоретическую базу межэтническим ЧП консультант отдела региональной и национальной политики администрации края Александр Новиков. - И к нашей "базарной" экономике тесные семейно-клановые отношения с их особым менталитетом оказались куда приспособленнее, чем у славянского населения. Общепризнанный этнопрофессионализм "русаков", крепко разбавлявших коренное население бывших советских республик в период их стремительной индустриализации, сегодня стал невостребованным. Отсюда их вытеснение не только из разрушенных производственных сфер, но также из национальных территорий. Примеры поблизости: Чечня, Ингушетия, а также в той или иной степени все национальные республики - и не только северо-кавказские. Процесс захватил места компактного проживания национальных диаспор и на сугубо славянских территориях.
По мнению А. Новикова, такая сепарация населения по этническому признаку в условиях "базарной экономики" - естественный, подтвержденный практикой других стран процесс. Но, к счастью, невечный и обратимый. "Мир не знает чисто этнических конфликтов, - продолжает мой собеседник, - но он полон примеров гармонизации межнациональных отношений через нормальную, здоровую экономику, хотя всех их проблем, понятно, не решает".
Здоровая экономика не придет в регионы из Москвы через дотации и транши, умением выбивать которые гордятся руководители территорий. Экономику, приоритеты законности и прав каждого гражданина взращивают и холят на местах, и делать это надо ежедневно, кропотливо. В первую очередь там, где на критическую грань поставлены отношения между людьми.
И все-таки местные думцы дрогнули. В принятом ими на днях бюджете края национальная проблематика впервые профинансирована. Правда, ровно в четыре раза меньше скромнейшего минимума, рассчитанного специалистами Совбеза. Но там радуются другому: создан прецедент хотя бы видимости внимания к жгучему вопросу.
30-01-2001,
Российская газета