Казаки = Татары?

Apr 26, 2014 13:02

К. Пензев в книге "Великая Татария. История земли Русской" приводит запись Типографской летописи:
Того же лета поиде великый князь Иванъ Даниловичь в Ордоу, а на зимоу прииде из Орды на Роусь, а с ним 5 темниковь великыхъ князей: Федорчюкъ, Туралыкъ, Сюга и прочий. Князь же великый Иванъ и князь Александр Васильевичь Соуздальскый с предреченными князи Татарскими по повелению цареву поидоша къ Твери и взяша градъ Тверь и Кашинъ, а прочна грады и волости поусты створиша, а людей изсекоша, а иных въ пленъ поведоша и Новотръжескоу волость пустоу створиша.»
В записи от 1327 года одним из ордынских темников, пришедших с Иваном, значится некто Федорчук (возможно, ревностный мусульманин?)

Однако, не единственный раз "некто Федорчук" в летописи упоминается; вот еще запись от 6876 (1368) года:
Стояв же Олгердъ оу града (Москва. - К. П.) 3 дни и 3 нощи, от иде прочь, не оуспевъ граду ничто же, но остаток посада пожже и монастыри и церкви и власти и села попали, а хрестьанъ иссече, а иные в полонъ поведе, иже не оуспъли разбежатися, имение же ихъ пограби и, много зла сътворивъ, възвратися в землю свою. Се же пръвое зло Москве отъ Литвы сътворися, отъ Федорчюковы бо рати Татарскые въ 40 и въ едино лето таково ино не бывало ничто же".

Судя по "Федорчуку", в "рати Татарской" активно участвуют русские (христиане?) из основной части "Золотой Орды", еще не идентифицируемые как отдельная воинская общность и не получившая название "Казаки".
В орде (союзных войсках)служила 1/10 часть мужского населения всех подвластных и союзных с ней территорий. Все они - "татары" . Союзники Батыя - Русь (позже и Литва) и Армения.
Весть о том, что "Русский и Армянский князья стали союзниками монгол повергла в ужас палатинское рыцарское войско на Ближнем Востоке" (см. М.Мельвиль "История ордена Тамплиеров").

О татарах и казаках - снова цитирую К.Пензева:
К 1445 году произошло распадение Золотой Орды на три самостоятельных государства: Казанское ханство (образовано в 1445 году), Крымское (1449) и Большую Орду (как она именуется в летописях) в Сарае.
Сообщения русских летописей после этого времени свидетельствуют о том, что дезинтеграция Золотой (Белой) Орды приняла необратимый характер. В 1468 году в Типографской летописи появляются записи, дифференцирующие казанских татар, татар Большой Орды и даже «Татарове Польстии».

5 лето 6976 (1468) поиде великий князь Иванъ Васильевич въ Володимерь и отпоусти изъ Володимеря церезина Каисима с Татары и воеводъ своих и с ними полки свои и братьи своей полки отпусти, а иных в соудехъ опусти к Казани на безбожных Агарянъ. Наши же пришедши на оусть Свинги, к Волзе, противоу Казани, Татарове же Казаньстии сретоша и и не даша перелестися за Волгоу...

Тое же осени приходиша Татарове отъ Болшие Орды и воеваша около Рязани села и волости и множество изсекоша, а иных в полонъ поимаша, Рязанци же совокоупишяся и гнаша по нихъ. И бысть имъ бой и сеча зла...

Того же лета Татарове Польстии побиша сторожевъ наших в поле и пришел без вести и взяша Беспоутоу и множество полону вземше, от идоша».

В 1491 году в Типографской летописи впервые появляется термин «казаки».

В лето (5999(1491)... Тоя же весны, месяца мана прииде весть к великому князю Ивану Васильевичи), что идоуть Ординские цари Сеять Ахметь, Шиг Ахметь с силою на царя Мингирея Кримского. Князь же великий на помощь Крымскому царю Менгирею отпустил воеводъ своих в поле под Орду, князя Петра Никитича Оболенского да князя Ивана Михайловича Оболенского, да с ними много детей боярскихъ двора своего, да и Мердооулатова сына царевича Салтыгана съ оуланы и съ князи, съ всеми казаки...»

Из сообщения 1492 года можно прямо понять, что казаки и есть ордынские татары, под Ордой здесь подразумевается Большая Орда по Волге, собственно центр бывшей Золотой Орды.
«Влето 7000 (1492)... Того же лета, июля въ 10, приходиша Татарове Ординские, казаки, в головах приходил Тимишомъ зовоуть, а с нимъ двесте и 20 казаковъ, въ Алек-синъ, на волость на Вошань и пограбивъ и поидоша прочь. И прииде погоня великого князя за ними: Феодор Колтовской, да Горяинъ Сидоровъ, а всехъ ихъ 60 человек да 4. И оучинися имъ бой въ поли промежи Трудов и Быстрые Сосны, и оубиша поганим великого князя 40 человек, а Татаръ на томе бою оубиша 60 человек, а иные едучи Тата - роке в Ордоу ранены на поути изомроша».

В 1521 году присутствует следующее упоминание о казаках:

«Лета 7029 (1521)... Того же лета, мая, прииде весть великомоу князю Василью Ивановичю всея Руси, что Казанский сегить и вси князи Казанские и Татарове и Мордва и Черемиса и Чюваши и всии люди Казанския земли изменили великому князю и взяли собе на царство Крымскаго царевича Саапъ Корея, а посланнаго великим князем царя Шаагалия с царства збили. Онъ же прииде къ Москве и с царицею по Волзе, правим казаки Касимовскими, которые отъехали въ поле государьское. И царь Шаагалей сопасилъ ихъ великому князю. А что былъ со царем Шаагалеемъ отъ великого князя въ Казани сынъ боярьской Василей Бутима, Юрьевъ сынъ Поджегина, и того князи и все люди Казанския земли поймали и злей смерти предали».
Далее по тексту Типографской летописи можно видеть замену слова «татары» словом «казаки». Так под 1521 годом присутствует следующее упоминание:

«Того же лета, месяца июля 26, прииде царь Крымский Ахматъ Хирей и з братиею и з детми, да с ними изъ многихъ Орд были казаки, да отъ короля воевода Остафей Дашковичь, на пределы Рязанские».

Последнее упоминание о татарах в Типографской летописи относится к 1527 году:

Лета 7036, месяца семптемврия въ 9, прииде Крымский царевич Исламе, а с нимъ иныя церевичи и многихъ Орд Татарове. И пришел к реце к Оке съ всеми силами, и былъ ему бой того же дни с великого князя воеводами о реце Оке. На том же бою побиша безбожных много.
Очевидным образом следует, что термин «казаки» не получил еще устойчивого применения и летопись то и дело сбивается с «казаков» на «татары», с «татар» на «казаков».»

история, русь, россия, казаки

Previous post Next post
Up