С самого начала эпопеи с пошлинами я не мог определиться. На чьей же я стороне. На чувственном уровне я был и против повышения пошлин, но интуиция (где то на подсознании скопилась масса экономических новостей) подсказывала, что не все так просто. И когда дело дошло до острого противостояния, я понял что надо наконец-то посмотреть в корень проблемы.
Итак, попытаемся взглянуть на факты и цифры.
Что защищает Правительство?
Кроме отечественных марок авто в России на заводах также производятся иномарки. Какова же структура этого производства? Взглянем на таблицу 1.
Из итоговых данных видно, что заводы, производящие иномарки в России, еще не вышли на полную мощность и могли бы производить примерно на 300 тысяч автомобилей больше, чем сегодня. При этом продажи иномарок в 2008 году составили 1 млн. 911 тысяч автомобилей. Получается что 1,37 млн. иномарок были импортированы в Россию, из которых около миллиона - новые.
Повысив в октябре пошлины на ввоз кузовов, Правительство стимулировало локализацию автомобильного производства. Ведь именно с недавних пор многие производители перешли или планируют перейти в ближайшее время на полный цикл производства (CKD - полноценное производство со сваркой и окраской кузовов). Нынешние же меры должны подстегнуть спрос на внутреннем рынке, а за счет этого вывести на плановую мощность или хотя бы поддержать производство на текущем уровне.
В интернете на форуме новосибирского Академгородка была опубликована заметка, в которой говорилось, что измененные пошлины выгодны официальным дилерам и стимулируют не производство, а ввоз новых автомобилей-иномарок, так как на них пошлины практически не изменились. Позволю себе не согласится с этим утверждением.
Дилеры вынуждены повышать цены в связи с ростом курса доллара. Одновременно с этим они вынуждены снижать цены в связи с падением спроса. Что они делают в такой ситуации? А вот что.
"«Изменение цен коснется моделей Yaris, Auris, Corolla, Corolla Verso, Verso, Camry японской сборки, RAV4, Land Cruiser Prado, Land Cruiser 200, Hiace, а также всех ввозимых в Россию моделей Lexus. По прежней цене продается только Toyota Camry российской сборки, так как затраты на ее производство исчисляются в рублях».
«Исходя из анализа рынка, самые популярные иномарки, продаваемые на территории России, уже производятся здесь. Те автоконцерны, которые имеют заводы в России, но производят на них не все продаваемые модели, скорее всего, будут выравнивать цены на модельный ряд автомобилей. Увеличение розничных цен на автомобили иностранных марок ожидается на те модели, которые производятся за рубежом».
Получается для того чтобы поддержать продажи нужно максимально локализовать производство в России. Что и пытается стимулировать Правительство. «Постойте, но ведь японская и российская сборка это две большие разницы!», - кричат “пошлинные бунтари” на форумах. Давайте посмотрим, что говорит об этом человек, который не на словах, а на деле испытал оба варианта Toyota Camry:
"«
На самом деле, если бы в представительстве Toyota вдруг решили меня разыграть, выдав японскую машину за русскую, и наоборот, - шутка легко удалась бы. Разницы между этими машинами никакой. Качество одинаковое. Ну, а шины, маркировка и прочие мелкие атрибуты - не в счет. »
При мощности завода Toyota в 20 000 автомобилей в год, официальными дилерами за 9 месяцев 2008 года было продано 21 639 Camry. То есть импорт новых автомобилей этой модели составил не более 30%.
"«Правительство других стран поступает правильно, не допуская конкуренции продукции своих автозаводов и подержанных машин из других стран. Это нормальная позиция по защите своих граждан. При этом конкуренция между новыми автомобилями присутствует. Такую форму борьбы за покупателя, принятую во всем мире, мы приветствуем».
Цифры, машины, а как же люди?
Лозунги протестующих мы уже знаем наизусть. Но пытался ли кто-нибудь ознакомиться с другой позицией?
Напомню официальную позицию:
"Российские власти также окажут поддержку сборочным производствам РФ иностранных концернов, заявил Владимир Путин. «Что же касается новых сборочных предприятий, созданных на территории России зарубежными автомобильными концернами, то они тоже являются полноценными отечественными производителями, - отметил глава кабинета министров. - Зарубежные сборочные компании, работающие в России, также вправе рассчитывать на поддержку государства. Разумеется, при условии полного выполнения требований по локализации производства в рамках соответствующих договоров с правительством РФ».
А вот о чем пишут представители отечественного автопрома:
"«На российских автозаводах работает около 400 тысяч человек. Работники автопрома обеспечивают 2% бюджета Российской Федерации и в свою очередь дают миллионы рабочих мест в других сферах производства, в торговле и обслуживании. Каждое рабочее место на автозаводе обеспечивает еще примерно 7-10 рабочих мест в других отраслях. В результате автомобильная промышленность в России дает около 6% всех рабочих мест в России. С учетом семей работников автопрома, от этой отрасли зависит благополучие примерно 10 миллионов человек.»
Что делать тем, кто хочет купить подержанный автомобиль?
Вы сможете сделать это, как и планировали, но имея наличные, Вы сможете купить автомобиль гораздо лучшей комплектации или за меньшие деньги, чем раньше.
Цены на японские авто уже снизились.
Снижение цены происходит с двух сторон: со стороны японского поставщика подержанных автомобилей и со стороны дилеров, поставляющих их на российский рынок.
Протестующим же нужно задать вопрос и самим же честно на него ответить: «Если бы Правительство не приняло меры, то какой бы автомобиль я смог бы купить?»
И сразу же, отвечая на этот вопрос на практике, а не в теории, станет ясно, что в условиях снижения конкуренции за японские подержанные авто их стоимость, которая формируется по принципу аукциона снизилась!
Это что получается? Те, кто хочет чтобы российский автопром сгнил - борется за высокие цены на свои любимые япономарки? Именно так и получается.
Так как я сам планирую купить подержанную Toyota Prius, то уже несколько месяцев слежу за ценами. И могу сказать, что именно сейчас цены на довольно интересные варианты упали на 10% и это даже с учетом новых пошлин.
“Бунтари” хотят иметь возможность покупать старые авто. Ну так у них эта возможность остается. В Россию уже ввезено большое кол-во авто. Так что на вторичном рынке выбор предостаточный. При этом на вторичном рынке цены тоже упали. И если бы наша платежеспособность оставалась на том же уровне, то никто бы не стал бунтавать.
Получается, что все эти забастовки направлены против мирового финансового кризиса. Не напоминает ли это вам сюжет басни про слона и моську?
Давайте не будем «рубить сук, на котором сидим». Не надо идти по пути бездумного потребления. Мы этот сценарий уже видели в Америке. Собственно кризис-то как раз из-за этого. И не прими сегодня Правительство новые пошлины, не приучив народ не только потреблять, но и производить, и завтра на улицу бастовать выйдут уже наши дети, но не от того что хотят купить авто получше, а от того что хочется кушать.
Говоря о производительности труда можно сформулировать так: если мы хотим ездить на достойных автомобилях, мы должны сделать что-то достойное, например, автомобиль. Многие не верят что мы это можем, но если вы не верите, то объясните почему мы достойны? Люди, которые сегодня бастуют против повышения пошлин - не думают о будущем. Им нужно все здесь и сейчас. Ну так купи если заслужил!
!«По прогнозам специалистов аналитического агентства «Автостат» о перспективах развития рынка легковых автомобилей в России, в ближайшие несколько лет на вторичный рынок импортных иномарок в России поступят авто, которые в настоящее время приобретаются новыми в салонах, их количество будет в разы превышать импорт подержанных иномарок, что приведет к сокращению его объемов. Разумеется, что такой рост вторичного рынка неизбежно приведет и к сокращению спроса на новые импортные автомобили. »
Автомобилей подержанных в РФ с каждым годом будет все больше и больше, а это значит, что компаниям специализирующимся только на импорте в любом случае придется не сладко. И лучше им начать диверсификацию, как можно раньше. Сейчас самое подходящее время!
Что дальше? Планирующееся производство
Приведу данные производителей планирующих создать заводы в России:
В условиях сокращения ресурсов эти планы наверняка будут скорректированы, но при определенных условиях их сокращение будет минимальным. И минимизировать его как раз и является задачей Правительства. Попробую составить такой оптимистический сценарий развития.
Соседним с ДВ регионам будет выгоднее закупать автомобили на ДВ, чем в Европейской части РФ. То есть все будет, как и раньше, но теперь этот парк должен значительно пополниться новыми авто. Ведь согласно данным статистики: “На Дальнем Востоке, где на иномарки приходится более 70% парка и при этом очень велико число старых машин (старше 10 лет - почти 80%) прирост за полугодие составил всего 3,6%.»
Таким образом, учитывая совокупные меры по стимулированию локализации производства и нулевой тариф на доставку автомобилей на Дальний Восток, позволю себе для наглядности нарисовать этот потенциал на карте РФ.
На карте изображены денежные потоки направленые внутрь страны, а не из нее.
Думаете нереально? И скажите «посмотрите, весь интернет кипит о том, что никому на ДВ не нужны автомобили отечественного производства». А я думаю, что именно те люди, кто сейчас больше всего возмущаются первыми встанут в очередь за кредитом на авто отечественного производства. Потому что возмущаются именно потребители, или даже так Потребители. Другие авто они не смогут купить хоть с пошлинами, хоть без.
Вывод
Ведь еще год назад никто не верил в российский футбол, хоккей и т.д., а сегодня также по инерции мы не верим в автопром. Но Правительство принимает меры. Давайте с уважением относиться к России - из этого обязательно получится что-нибудь хорошее.
Copyright © 2008 Перепечатка материала возможна только с ссылкой на источник MyPrius.ru