Братья Стругацкие. Мечты о тирании интеллигенции.

Jan 21, 2025 18:45


Обычно братьев Стругацких считают милыми добрыми интеллигентами, желавшими всем блага и жестоко страдавшими от тоталитарного государства. Между тем, братья, как и положено определенному сорту интеллигентов, "страдая" от государства мечтали о куда более жесткой диктатуре интеллигенции, чем могли вообразить советские вожди.

История эта не очень оригинальна, и начать, наверное, стоит с Платона, который тоже продумывал идею идеального государства и сочинил проект такового. Государство состоит из трех сословий: стражей, войнов и простых граждан. В идеальном государстве править должны философы. Философами становятся путём поэтапного отбора из стражей. Будущим философам дают прекрасное образование, и в 35 лет они занимают государственные должности и правят в течение 15 лет. В сословии стражей введена общность имущества, частная собственность запрещена. Женщины и дети являются общими, а деторождение регулируется государством с целью выбора лучших. Труд распределяется согласно способностям. «Стражи живут сообща и питаются все вместе, один раз в год получая продовольствие от земледельцев, которых стражи охраняют».
Понятное дело, воплотить это при афинской демократии он не чаял, ибо саму демократию считал худшим строем после тирании. Поэтому, время от времени ездил по окружающим тиранам, пытаясь уговорить их ввести придуманное им устройство в свои государства. Увы! Тираны от чего-то никак не хотели вводить у себя диктатуру философской коммуны.

Если мы глянем библиографию Стругацких, то отчетливо увидим эволюцию их взглядов.
1959 - «Страна багровых туч»
1960 - «Путь на Амальтею»
Чисто "производственные" фантастические романы. Подвиги и преодоление в научном антураже без серьёзной социальной составляющей.
1961 - «Полдень, XXII век»
Тут они впервые излагают свои социальные идеи с всеобщим воспитанием детей в интернатах Учителями и управлением обществом Мировым Советом, во многом состоящим из тех-же Учителей.
1962 - «Стажёры»
Попытка показать, как задуманное ими будущее вытесняет настоящие. Тут и бичевание капитализма и устаревание индивидуального воспитания детей.
1962 - «Попытка к бегству»
1964 - «Трудно быть богом»
1965 - «Понедельник начинается в субботу»
1965 - «Хищные вещи века»
В этой серии романов уже стремительно нарастает обида на настоящее и на проклятого обывателя, который никак не хочет в утопию братьев.
1967 - «Гадкие лебеди»
Отчаявшись забороть обывателя, братья опробывают новую идею. Прилететь из будущего и научить детей обывателей правильному.
В общем, вместо неизбежного этапа эволюции, желаемое будущее становится самосбывающимся пророчеством.
1968 - «Второе нашествие марсиан»
Ещё порция филипок обывателю.
1968 - «Сказка о Тройке»
И ещё.
1969 - «Обитаемый остров»
Слившаяся воедино обида на власть и народ.
1972 - «Пикник на обочине»
Что не дай быдлу - всё изгадят!
1976-1977 - «За миллиард лет до конца света»
Кажется сама вселенная мешает нам - прекраснодушным интеллигентам вести мир в будущее!
1979-1980 - «Жук в муравейнике»
Повесть против спецслужб. Но, на самом деле, апофеоз утопии Стругацких.
Из текста во всю проглядывает всесилие власти в их утопии, когда она не только воспитывает детей, но и полностью контролирует всю их карьеру.
1985-1986 - «Волны гасят ветер»
А интеллигенты станут богами и уйдут во вселенский союз интеллигентов вселенной, бросив это ваше человечество.
1988 - «Отягощённые злом, или Сорок лет спустя»
1988-1989 - «Град обреченный» (написан в 1972-1975 годах)
Люди - гады, власти - гады, всё плохо. Небольшой религиозно-мистический период в творчестве.
2003 - «Бессильные мира сего»
Интеллигенты велики, но бессильны перед мировым злом!

Забавно, но, по сути дела, Стругацкие были настоящими троцкистами, повторившими судьбу своих западных коллег ушедших в неоконы.
Начинали они с идей перманентной революции и воспитания коммунистического человека при помощи монополии на воспитание детей.
Далее, они логично создали свою утопию, в которой интеллигенты учат всех детей, а затем, руководят их карьерами и направляют по жизни (чем не класс стражей с подклассом философов у Платона?).
Потом они окончательно обозлились на общество не желавшее стремиться к их идеалу (как и Платон на афинян) и апеллировали к десанту "прогрессоров" из будущего.
Потом разочаровались во всем, ударившись сначала в религиозную мистику, а потом, в апологию дикого капитализма.

Стругацкие, политика, история, книги

Previous post Next post
Up