Исламский банкинг.
Сейчас, в связи с кризисом, стало популярно упоминать исламский банкинг, как альтернативу банкингу европейскому. При этом авторы обычно начинают с принципа «Пророк запретил давать деньги в долг под процент» и сразу переходят к терминам типа Амана, Дамана, Мудараба и т.д, чем только запутывают читателя. Это связано с тем, что видимо авторы сами не очень четко понимают то, что описывают. Напишу маленький ликбез по вопросу исламского банкинга, без сложных вещей и специальной терминологии.
1) Принципы и изоляции и разделения рисков.
Одним из ключевых принципов европейского банкинга является принцип, который можно назвать принцип «изоляции рисков». Состоит он в том, что каждая сторона соглашения сама обязуется нести свои риски. Т.е. если вы положили депозит в банк, обеспечение его возврата и процентов по нему - забота банка. Как бы у банка не шли дела, он либо возвращает вам деньги, либо банкротится. Аналогично работает и кредит. Вы обязаны вернуть банку кредит, иначе банку будет с вами судиться и оставит без последних штанов.
Исламский банкинг построен на принципе «разделения рисков». Т.е. либо вы отдаете банку деньги на беспроцентной основе, но с гарантией возврата, либо вы разрешаете банку вкладывать ваши деньги в некие активы, и тогда совместно с банком получаете доход от этих активов, но и вместе с ним несете риск потери денег на этих вложениях. Таких вариантов вложения, по сути, два - ограниченный и неограниченный. В первом случае, банк прямо согласует с вами, куда вкладывать ваши деньги, во втором, он решает это без вашего участия. Разделение вашей и банковской долей в доходе от актива зависит от условий договора и от сроков. Т.е. если вы, например, дали деньги больший срок, вы можете получить большую долю дохода, чем тот, кто дал ту же сумму, но на меньший срок. Т.е. это фактически некий аналог европейской практики по разным ставкам депозитов в зависимости от срока.
Соответственно, получая кредит от банка, вы делитесь с ним своей прибылью, в зависимости от её размера. И доля банка в вашей прибыли может зависеть от суммы, срока и условий кредита.
На практике для ограниченного инвестирования это выглядит так.
Пусть А внес в банк 100 р, Б - 200 р, В - 300р.
Банк оговорил свою долю в прибыли в 40%.
Банк выдал кредит Д (Г мне не понравился, я ему кредит не дам) на сумму 200 р, из которых 100 принадлежат А и 100 - Б. И кредит Е на 400 р, из которых 100 принадлежат Б и 300 - В.
Кредит явился соинветицией банка в сделки Д и Е в размере 50% от суммы сделки.
Процент банка пусть тоже будет 50% от прибыли Д и Е.
Д, со своей сделки в 400 р получил прибыль в 200 р. Е пролетел и получил со своей сделки в 800 р всего 100 р.
Соответственно банку Д выплатил долг в 200 р и проценты размером в 100р, Е - долг 400 р и проценты 50 р (т.е. 50% от своей прибыли).
Банк поделил эти проценты следующим образом: 60 р банк оставил себе (40% прибыли от вложений средств клиентов). 90 р начислил вкладчикам: А - 30 р (из прибыли Д), Б - 37,5 р (30 из прибыли Д и 7,5 из прибыли Е), В - 22,5 р (прибыли Е).
И у них на депозитах стало: А - 130 р, Б - 237,5 р, В - 322,5 р.
В случае неограниченного инвестирования, банк сложил бы прибыль от сделок поделил между А, Б и В пропорционально размеру их депозитов. Т.е. А получил бы 15 р, Б - 30 р и В - 45 р.
2) Методы контроля рисков.
Очевидно, что «изолируй» риски или нет, а они всё равно останутся. Соответственно банки нуждаются в методах их контроля. Основным методом контроля кредитных рисков европейским банкингом является метод резервирования. Т.е., выдавая кредит, банк оценивает риск по нему и создает резерв, пропорциональный сумме кредита и вероятности невозврата. При этом, в зависимости от состояния дел заемщика и обслуживания им кредита, резерв может меняться. Т.е. по заведомо безнадежным кредитам резерв к моменту списания уже равен 100% и долг просто гасится за счет резерва.
Исламский банк формально в резервировании не нуждается, ведь он не обязан платить фиксированные проценты и просто переложит на клиента его часть убытка. Но, тем не менее, резерв на покрытие потерь всё равно формируется, как минимум в части возможных потерь банка. Существует ещё такая вещь как резерв на выравнивание прибыли, когда банк отчисляет в резерв часть прибыли по кредитам, чтобы если прибыль по ним упадет, некоторое время поддерживать доходность для вкладчиков.
3) Банкинг и кризис.
Теперь, когда мы разобрались, как работают оба вида банкинга, попробуем прикинуть, как они поведут себя в нынешнем кризисе. Очевидно, что изоляция рисков сыграла не последнюю роль в американском и европейском кризисах. Банки США, продавшие кредиты ипотечным агентствам были уверены, что продали и риски. Ипотечные агентства США были уверены, что банки контролируют риски. Покупатели деривативов были уверены, что все риски несут ипотечные агентства. Т.е. все положились на других. Проигнорированные риски росли, пока не превратились в потери. Ситуация в ЕС похожая. Банки вложились в свиные госбумаги и недвижимость. Теперь бумаги стали чертовски рискованными, а недвижимость катастрофически подешевела.
Тут надо отметить и тот факт, что сама система резервирования, требующая готовиться к убыткам при возникновении их перспективы, а не в момент их реального возникновения, сама по себе носит проциклический характер. Т.е. усугубляет проблемы банков в кризис. Если смотреть на процесс создания резервов банками в кризис и процесс последующего списания убытков по кредитам, то мы увидим две волны: большую «резервную», и меньшую «списательную», идущую за «резервной» с лагом в год с лишним. Т.е. банки чаще всего списывают в итоге меньше, чем прорезервировали ранее.
Был бы кризис мягче, при условии использования всеми участниками исламского банкинга? В какой-то части, несомненно, да. Готовность всех участников финансовой цепочки нести убытки, несомненно, заставила бы их меньше рисковать. С другой стороны, иллюзии по поводу неизменной ценности американской и европейской недвижимости или по поводу надежности госбумаг стран ЕС, исламский банкинг не мог развеять до кризиса никаким образом. Но, безусловно, перекладывания части убытков банков на их вкладчиков, резко снизило бы потребность в финансировании программ банковской рекапитализации.
Подводя итог. Кризисы и пузыри - неотъемлемое свойство рынков и чудодейственных методов избавления от них нет. Но возможно что-то из практики исламских финансов западной системе стоило бы позаимствовать.