Посмотрела запись концерта джазовой музыки, состоявшегося в прошлом году в СПб, который вел известный джазмен, народный артист РФ, Игорь Бутман. В самом начале, перед исполнением знаменитой Рапсодии в стиле блюз Джорджа Гершвина он сказал:
«Надо не забывать, что Джордж Гершвин тоже выходец из Санкт-Петербурга. Потом, по обстоятельствам, в хануку, он уехал в Америку и не вернулся.»
Что-то я такого раньше не встречала, удивилась и посмотрела, что пишут в Википедии.
«Джордж Гершвин (англ. George Gershwin) (26 сентября 1898, Нью-Йорк - 11 июля 1937, Голливуд) - американский композитор и пианист. Родился в Нью-Йоркском районе Бруклин в семье еврейских эмигрантов из Российской империи (Одесса, ныне - Украина). При рождении назван родителями Яковом. Его отец, Мойше Гершовиц, переехал в Бруклин в начале 1890-х годов. Мать, Роза Брушкина, жила здесь несколькими годами ранее. Гершвин - внук петербургского мастера меховых изделий Брушкина, переехавшего в 1892 году с женой и дочерью в США.»
То-есть уехали еще родители, задолго до рождения Джорджа (старший брат , Айра, автор текстов песен, родился там же в Нью-Йорке двумя годами раньше), который в России не бывал, и чтобы узнать это, нынче достаточно пальцем шевельнуть.
Или вдруг Бутман какие новые сведения обнаружил? Поискала. Ни слова нигде про рождение Гершвина в СПб, все - про Бруклин. Значит, он только доверчивым зрителям рассказывает. Все ли доверчивые? Большинству, думаю, никакого дела нет. Но мне же вот зануде захотелось проверить.
Поглядела про Игоря Бутмана. С 1987 по 1996 год жил в США. Думаю (надеюсь), что прекрасно знает, где и когда родился такой известный композитор, писавший для джаза. Но зачем-то придумал и соврал тысяче (или сколько там в зале) слушателей. И с деталью для правдоподобности - в хануку, мол, уехал.
Какой хоть малейший смысл был в этом вранье? Чтобы петербургской публике стало приятно? Но приятно ли, раз уехал? Это, конечно, мелочь, но для чего может солидный человек говорить неправду со сцены (там ведь и музыканты были, хотя бы из оркестра, кто должен знать много про Гершвина) просто так, без всякой пользы, когда ясно, что это очень легко проверяется? Или он сам забыл? Бутману 62 года, вроде, рано еще забывать.
Возможность легкой проверки очень многих сообщаемых фактов (особенно из прошлого) в последнее время выросла неимоверно. Учитывают ли это выступающие (а то и пишущие) люди? Или, так сказать, уличают во замечают вранье так редко, что этим можно пренебречь? И это такое отношение к публике, мол, всё съест?
Или что это было?