Когда я в детстве читала в «Е.О.» про желание посмертной славы:
Живу, пишу не для похвал;
Но я бы, кажется, желал
Печальный жребий свой прославить,
Чтоб обо мне, как верный друг,
Напомнил хоть единый звук.
И чье-нибудь он сердце тронет;
И, сохраненная судьбой,
Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной;
Быть может (лестная надежда!),
Укажет будущий невежда
На мой прославленный портрет
И молвит: то-то был поэт!
как-то меня сразу озадачил «невежда». Почему именно невежда? Может, подразумевалось, что знатоки-то могут знать, но это не та слава, о которой мечтал поэт? А когда и невежды знают - вот оно, настоящая слава? Или что? Помню, как была огорчена, что Лотман не прокомментировал этого невежду.
А на днях мне попалась в сети статья современного поэта Игоря Караулова «Посмертная слава и суд потомков». Автор пишет: «По моим оценкам, число людей, пишущих стихи по-русски и уповающих на то, что именно их возьмут в будущее, исчисляется сейчас сотнями, если не тысячами.» И еще: «А вот мест в истории литературы не так уж и много. Чисто статистически вероятность такого везения чрезвычайно мала. Для примера возьмем Серебряный век, прославленный как время подъема русской поэзии. Скольких поэтов Серебряного века может назвать средний современный литератор? Не думаю, что больше тридцати. А скольких он регулярно перечитывает? То-то же. А про обывателя и даже про более-менее заинтересованного читателя-нелитератора вообще говорить не стоит.»
«более-менее заинтересованный читатель-нелитератор» - это как раз я. По-видимому, тот самый невежда (по крайней мере, по мнению Караулова, раз о нас «вообще говорить не стоит» как о могущих назвать хоть 30 имён), которого имел в виду А.С.
Даже интересно стало, а кого я могу сходу назвать из Серебряного века? Вспоминала честно несколько минут - ничего не гугля и даже не подходя к собственным книжным полкам.
Итак: Анненский, Блок, Белый, Брюсов, Волошин, Гумилев, Цветаева, Ахматова, Мандельштам, Кузмин, Бальмонт, Есенин, Г. Иванов, В.Иванов, Пастернак, Ходасевич, Маяковский, Северянин, Хлебников, Клюев, Гиппиус, Сологуб, Парнок, Мариенгоф, Адамович, Чулков, Одоевцева, Надсон, Городецкий, Шенгели , Саша Черный, Шкапская, Ивнев. 33.
Добавим советских поэтов, которые хорошо начинали в те годы - Тихонов, В.Рождественский, Эренбург, даже А. Толстой и Шагинян начинали со стихов. У всех помню хотя бы строчки.
Может, кого забыла (проверять не стала). И стоит учесть, что стихотворения некоторых из этого списка, а то и даже сами имена, я узнала уже взрослой, когда уже не было такого активного интереса к стихам, как в молодости, да и память не та. А ранее они были мне недоступны.
И я еще нескольких «более-менее заинтересованных нелитераторов» знаю, которые, думаю, назовут имен не меньше меня. И хочу заметить, что я себя знатоком Серебряного века вовсе не считаю.
Что же, «средние литераторы» меньше знают? Интересно, Караулов их опрашивал, хоть нескольких, или просто предполагает? Или он на свои знания ориентируется? Или только на младые поколения?
Может, прав был А.С., рассчитывая на нас, невежд, а не на средних литераторов? Конечно, сотни и тысячи пусть не надеются, но память о достойных сохраним, возможно, мы.