Набрел в интернетах
на заметку про священника Евгения Васильевича Широкогорова, расстрелянного в 1937 году.
В целом ничего нового из заметки я не узнал, так как три с лишним года назад
мне написал правнук Евгений Васильевича и передал изрядный объем материалов (который я, к стыду своему, положил под спуд, не переработал и на сайт свой
так и не вывесил)
Меня заинтересовал конец заметки, а именно вот этот текст:
"У о. Евгения был брат Николай, который служил священником в Шуе в 20-е годы XX века. Когда весной 1922 г. в Шуе начались массовые репрессии духовенства и мирян в связи с изъятием церковных ценностей, и 15 марта были расстреляны прихожане Воскресенского собора Авксентий Калашников, Николай Малков, Сергей Мефодиев и девица Анастасия Шилова, то о. Николай Широкогоров по просьбе прихожан отслужил на паперти собора молебны Смоленской иконе Б.М., Николаю Чудотворцу и Иоанну Воину. Распоряжением ВЦИК в г. Шуе стали производить массовые расстрелы, но официально обвинение в сопротивлении изъятию церковных ценностей было предъявлено 4-м священникам и 19-ти мирянам.
В 1991 г. Воскресенский собор г. Шуи был передан Церкви, и в его подвале обнаружили останки расстрелянного большевиками духовенства. Скелеты были сложены штабелями, замурованы и, таким образом, надолго сокрыты от мира. На запрос родственников в 2004 г. о судьбе о. Николая Широкогорова УФСБ по Ивановской области была дана справка об отсутствии о нем сведений."
О. Николай Широкогоров действительно служил в Воскресенском соборе, и действительно, по воспоминаниям очевидцев, во время "
шуйского дела" по просьбе прихожан отслужил на паперти собора молебен Шуйской Смоленской иконе Божьей Матери.
Однако о массовых расстрелах, в том ключе как о них говорится в заметке, мне не известно: была стрельба на площади перед собором, и потом несколько священнослужителей и один мирянин были расстреляны по приговору суда.
Историю про скелеты духовенства в подвалах Воскресенского собора, честно сказать, слышу впервые. Это прямо мощно.
О. Николай Широкогоров, мой
прадед, вполне мирно дожил до своей кончины в 1934 году.
И да, о. Евгений Широкогоров (1871 г.р.) приходился о. Николаю Широкогорову (1864 г.р.) не братом, а (я специально полез считать степень родства) троюродным дядей.
Семейное предание, с одной стороны, штука полезная, так как зачастую сохраняет неочевидные факты.
С другой стороны, оно требует проверки, поскольку зачастую сохраняет неочевидные вымыслы.
Я несколько лет бился над одной "аксиомой" из семейного предания, из-за которой у меня никак не складывалась ветвь, пока не проверил в архивах.