ПРИНЯЛ С СОХОЙ. ТЕАТР

Jan 31, 2023 13:15

(внезапно нарисовалось при обсуждении Таксы буфета городского театра у modest_kukan, публикуется с незначительными изменениями)

Продолжение легендарного цикла популярных лекций: Введение, Железная дорога, Транспорт, Образование

В Российской Империи было пять театров, два в Москве и три в Петербурге, они назывались "императорские". Их построил император, чтобы ходить туда со своими друзьями дворянами и помещиками. Друзья императора должны были платить за билеты в театр золотом.

Те дворяне и помещики, которые не были друзьями царя, тоже очень хотели в театр. Они мечатали сдавать шубы и галоши в гардероб, потом идти в буфет, чтобы пить там коньяк с лимоном, шартрезы и смирновскую водку, затем сидеть на представлении в ложе и лорнировать оттудова публику, а после представления забираться в гримерные хорошеньких актрис и балерин, но царь этих дворян и помещиков в театр не пускал, даже за золото.
Понятно, что народу от "императорских" театров никакого толку не было.

Буржуи тоже хотели в театр, и предлагали царю за эту привилегию много всякого добра - английского жеребца, провезенного контрабандой через Одессу (и миновавшего таким образом шаловливых рук барона Маннергейма), картины в золотых рамах, охотничьих собак, новый граммофон и ружье с охотничьим костюмом, но с буржуями царь даже не разговаривал.
Тогда буржуи нашли в своей среде двух купеческих отпрысков, которых не больно-то интересовало заработать миллион, отдать его в иностранный банк и поехать в Нижний Новгород на ярмарку, чтобы пить там коньяк и играть в "хождения по мукам" и "похороны русалки". То есть пить коньяк-то они были не дураки, но предпочитали делать это не в Нижнем, а в Москве в ресторане "Славянский базар". Фамилии этих людей были Станиславский и Немирович-Данченко, к обвешиванию покупателей на безмене и рычажных весах они были равнодушны, а вместо того за коньяком придумали какой-то особый театр. Буржуи дали им денег, и через некоторое время в Москве открылся так называемый "Художественный театр", который назывался "общедоступным". Это название было ложным, потому что фактически в театр ходили только буржуи и их приказчики, кулаки, офицеры да некоторая часть интеллигенции, у которой водились денежки.

Помня о мечтах помещиков сдавать шубы с галошами в гардероб и ходить в буфет, новый театр поручили построить модному архитектору Шехтелю. Станиславский придумал девиз "Театр начинается с вешалки" и велел написать его на занавесе нового театра. Устроили в театре и буфет с шампанским и шартрезами. Про хождение буржуев и кулаков по гримерным актрис известно мало, но, представляется, совсем без этого не обошлось.

Попы театром не интересовались, потому что сами каждые выходные устраивали у себя в церквях театр на непонятном языке с целованием заразных икон и так называемых "мощей".

Рабочие и крестьяне даже не думали попасть в театр, потому что рабочие непрерывно стояли у шкуровыделовательных и картофелетерочных станков, а крестьяне уныло брели по раскисшим от дождя полям под низким серым небом за деревянной сохой, которую из последних сил тянула лошадь с выпирающими ребрами.
Впрочем, некоторые отдельные рабочие, которые попали на фабрики буржуев-затейников, были вынуждены играть после работы в так называемых "народных театрах", которые эти затейники устраивали при фабриках вместе со школами для рабочих и детскими садами. Но таких рабочих было совсем мало, и никакого значения "народные театры" в рамках страны не имели.

Вскоре буржуи прогнали царя и взяли все его имущество себе.

Но почти сразу буржуев прогнали большевики. Они взяли всё имущество буржуев, включая театры, чтобы раздать народу. Но среди большевиков было много троцкистов, которые за несколько лет исказили идею рабоче-крестьянского театра своими модернистскими экспериментами.

Только когда Сталин прогнал большевиков, театром стали заниматься по-настоящему.

Пропаганда, Хавать политику, Тексты, Хня

Previous post Next post
Up