В пятницу президент России подписал указ о назначении выборов в Госдуму на 18 сентября и тем самым дал официальный старт предвыборной кампании-2016. До выборов три месяца. Ранее, когда выборы в Госдуму проходили в декабре, за три месяца до дня голосования предвыборная борьба между участниками выборов уже была в самом разгаре и президентский указ лишь только отмечал тот временный отрезок, в котором эта борьба начинает жестко регулироваться законодательством.
Однако в 2016 году выборы в Госдуму, а вместе с ними и весь единый день голосования сдвинуты по времени на три месяца вперед и поэтому основная борьба между партиями и кандидатами в одномандатных округах развернется лишь в последний месяц кампании, то есть, начиная с середины августа по середину сентября.
Легитимность выборов в обмен на стабильность Думы?
С того самого момента, как внутриполитическим блоком администрации президента России была выдвинута применительно к выборам всех уровней формула «конкурентность-открытость-легитимность» (или КОЛ-фактор) политологов не перестает занимать вопрос, каким образом можно сохранить доминирующую роль действующей партии власти «Единая Россия» без ущерба для легитимности выборного процесса.
Главный урок «болотных протестов» 2011 года состоял в том, что одержав убедительную победу по итогам думских выборов, «Единая Россия» не озаботилась защитой этой победы перед элитами и общественным мнением внутри и во вне страны. В результате произошли массовые протесты против итогов выборов, организованные некоторыми недовольными перераспределением властных полномочий внутри тандема Путин-Медведев российскими элитами. Протесты эти, как известно, Кремлю удалось погасить, а потом они и сами сошли на нет.
Но сегодня, через пять лет после тех событий, сработает ли КОЛ-фактор для обеспечения легитимности избирательного процесса так, как это задумывалось в Кремле?
Для подтверждения легитимности выборов 18 сентября необходимо привлечь избирателей к участию в голосовании, сделать выборы интересными для людей, чтобы они почувствовали, что от их голоса что-то зависит. Между тем, как ВЦИОМ, так и ФОМ фиксируют рост количества граждан страны, не желающих участвовать в выборах. По данным ФОМ, с февраля по июнь количество респондентов, принявших решение «совершенно точно не участвовать в выборах», выросло с 27 до 35%. А ведь выборы пройдут в сентябре, а не в декабре, и это накладывает дополнительные трудности по обеспечению явки избирателей на выборы.
При этом главная проблема с явкой избирателей на выборах-2016 может быть сформулирована так: явка в этом году не должна быть существенно ниже, чем на выборах 2011 года (60,1%), но при этом факты применения технологий т.н. «управляемого голосования» не должны вызвать возмущение общественности и НКО, занятых в сфере наблюдения за выборами.
Готовы ли на данный момент к эффективному решению этой проблемы «Единая Россия» и новый состав Центризбиркома, во главе которого стала известная правозащитница Элла Памфилова?
Явка на праймериз «Единой России» 22 мая составила 9,6 процента, но достигнута она была за счет максимального напряжения во многих регионах всех сил и средств, направленных на привлечение избирателей к предварительному голосованию. Это напряжение привело к образованию негативного информационного фона вокруг праймериз ЕР, нейтрализовать который у партии в большинстве случаев не получилось. Единороссы за счет участия в праймериз известных политологов успешно отразили информационные атаки на результаты праймериз только в Москве, где, кстати, явка избирателей была существенно ниже общероссийской (6,5%).
Как выяснилось на днях, не готов сегодня к
отражению информационных атак на легитимность выборов и Центризбирком России, где до сих пор не озаботились организацией мониторинга СМИ и соцсетей в ходе защиты результатов выборов после окончания голосования.
Недавно первый замглавы администрации президента России Вячеслав Володин на семинаре для единороссов по итогам праймериз
призвал «Единую Россию» «не гнаться за процентами», а думать, «какое доверие будет к этим процентам». Но готова ли сама партия власти к снижению своего результата на выборах по партспискам (49,32% в 2011 году) настолько, чтобы минимизация последствий применения «управляемого голосования» оказалась успешной?
«Единая Россия»: туманное будущее
Партия власти и сегодня остается безусловным фаворитом любых выборов. Рейтинговый отрыв «Единой России» от своих думских оппонентов по-прежнему велик, но это отнюдь не означает, что у партии нет проблем. По данным опроса ФОМ за 12 июня, рейтинг ЕР снизился до минимального значения за те полгода, что идет предварительная фаза кампании-2016 и составил 46%.
Опрос Левада-центра за 27-30 мая и вовсе показал, что электоральный рейтинг «Единой России» в мае упал на 7% и составил 35% от всех опрошенных. Общероссийские праймериз 22 мая, которые, как ожидалось, переломят нисходящий тренд в измерении электорального рейтинга ЕР, результата не принесли.
В борьбе с падением собственной привлекательности у избирателя единороссы уже перепробовали практически все, в том числе и такие способы, как прямая поддержка партии со стороны Владимира Путина и косвенная публичная критика финансово-экономического блока правительства, которое, как известно, возглавляет председатель «Единой России» Дмитрий Медведев. Кстати говоря,
самокритические высказывания главы Минфина России Улюкаева о бюджетном правиле на Питерском международном экономическом форуме показательны в том плане, что правительство стремится закрыть так привлекательную тему критики министров финэкономблока и для партии власти тоже.
Оправдается ли ставка на «новых лиц» в одномандатных округах, на которых надеются единороссы? Напомню, «Единая Россия» хотела бы в условиях ожидаемого снижения своего результата по партспискам сохранить доминирование в Думе нового созыва за счет кандидатов, победивших на выборах в одномандатных округах.
Предпосылки для этого имеются, но есть и существенные угрозы. Главная из этих угроз состоит в том, что в период активной фазы кампании, с середины августа по середину сентября, настроения избирателей в регионах могут существенно измениться, однако эти изменения могут быть не зафиксированы социологами. Причиной ситуативного резкого падения доверия людей к власти в целом и к «Единой России» в частности может быть что угодно. Скандалы вокруг моста имени Ахмата Кадырова и мемориальной доски Маннергейму в Петербурге, инициированные властями и возникшие фактически на пустом месте - лучшее свидетельство того, как непредсказуемо могут обернуться непродуманные слова и действия власти.
К тому же, уже сейчас «Единая Россия» подвергается массовому троллингу в социальных сетях. Глубоко заблуждаются те, кто считает, что превращение в сетевой мем известной фразы Медведева «ну вы там держитесь» в адрес крымских пенсионеров никак не влияет на умонастроения избирателей, не пользующихся интернетом. Влияет, и еще как! Социологи этих изменений могут и не увидеть, однако даже через третьи страны уже разносятся слухи, что услышав «денег нет» от Медведева, крымские пенсионеры якобы бросились оформлять украинские паспорта.
От того, насколько успешным будет выступление «Единой России» на выборах-2016, зависит ее будущее. Думаю, уже сейчас в Кремле размышляют над тем, нужна ли стране такая партия власти, которая ради победы на очередных выборах вынуждена просить помощи у президента Путина или яростно нападать на правительство, которое возглавляет ее лидер.
Парламентская оппозиция: третий сегодня - лишний
На фоне системных проблем у единороссов может сложиться впечатление, что думские оппоненты партии власти за три месяца до 18 сентября чувствуют себя уверенно и собираются дать «Единой России» бой по полной программе. Но это не так.
Все три партии парламентской оппозиции тоже еле-еле передвигают ноги на пути в новую Думу.
Отказ от обновления партийного руководства, которое думские оппозиционеры могли осуществить еще даже осенью прошлого года, привел, например, в КПРФ к образованию довольно своеобразной идеологической триады «Православие -Самодержавие (Сталин) -Зюганов». Коммунисты, впрочем, выдвинули в качестве основы своей предвыборной программы довольно интересную идею с «народными предприятиями», однако электоральные преимущества развертывания этой темы в последний и решающий месяц кампании совсем не очевидны.
В ЛДПР отсутствие «свежей крови» в руководстве привело к тому, что партия вынуждена вновь заняться опасной и рискованной игрой на национал-патриотическом фланге, требуя, например, отмены 282 статьи УК РФ.
«Справедливая Россия», в феврале с места в карьер потребовавшая отставки правительства Медведева и только начав зарабатывать на этом электоральные очки, после окрика из Кремля была вынуждена резко свернуть эту тему, и теперь опять балансирует на грани попадания в Думу.
На предварительном этапе кампании парламентская оппозиция успешно пользовалась думской трибуной для того, чтобы с помощью внесения резонансных законопроектов по самым различным темам и проблемам страны обеспечивать себе плотное присутствие в СМИ и контакт с избирателем. Но весенняя сессия нынешней Думы заканчивается 24 июня и больше заниматься самопиаром с думской трибуны у коммунистов, жириновцев и эсеров не получится.
Чем парламентская оппозиция будет привлекать избирателя в этом случае, если учесть то, что критика правительства и системным оппозиционерам доступна в крайне ограниченных дозах?
С учетом всех этих ограничений весьма вероятным на данный момент является непопадание в Думу по партспискам «Справедливой России». Конечно, какое-то количество кандидатов по одномандатным округам эсеры проведут, но это будет уже совсем другой расклад, нежели в нынешней Думе. Уже много лет Кремль бьется над задачей построения современной социал-демократической партии, но по итогам этих выборов станет понятно, что ставка в этом отношении на «Справедливую Россию» себя не оправдала.
Новички ползут в Думу по-пластунски
Непарламентские партии, как и «Справедливая Россия», пока что также имеют шансы на попадание в Думу лишь по одномандатным округам.
Несистемные либералы, к каковым относятся ПАРНАС и «Яблоко», явно нерасположены играть по общепринятым правилам. К тому же скандал на праймериз в ПАРНАС показал, что даже на виртуальных, сфальсифицированных выборах в рядах несистемной оппозиции одерживают верх не демократы, а националисты, что в корне противоречит убеждениям Михаила Касьянова, который сегодня не без труда, но все же владеет контрольным пакетом акций в этой партии.
Многообещающим было начало партийного проекта во главе с уполномоченным по правам предпринимателей России Борисом Титовым. Но очень быстро выяснилось, что Титов повторяет ровно те же самые ошибки предыдущего «свадебного генерала» системных либералов Михаила Прохорова и ведет предвыборную кампанию вразрез с настроениями избирателей. Странная, мягко говоря, манера пиарщиков Партии роста вести кампанию по лекалам бизнес-пиара вызывает изумление среди политологов, многие из которых были бы совсем не прочь проголосовать за системных либералов. Защита интересов малого и среднего бизнеса актуальна сегодня как никогда, об этой проблеме постоянно говорят президент и ОНФ, но Партия роста, если она кардинально не поменяет в последний месяц перед выборами стратегию своей кампании, вряд ли привлечет бизнесменов на избирательные участки.
В случае реализации сценария непопадания в Думу по партспискам «Справедливой России» наибольшие шансы на прорыв в парламент имеет партия «Родина». Но и тут не обходится без проблем. «Странный эксперимент» с попыткой поставить во главе партии Никиту Исаева закончился полным провалом и вряд ли положительно повлиял на отношение к партии ее традиционных избирателей из числа поклонников Дмитрия Рогозина и Сергея Глазьева. Привлечь их обратно на свою сторону руководство «Родины» собирается, как видно, за счет привлечения к участию в выборах известных политологов и публицистов национально-патриотической ориентации. Однако известное нежелание власти использовать на выборах-2016 по полной программе по-прежнему сохраняющийся электоральный эффект от «крымской весны» может резко уменьшить шансы «Родины» на попадание в Думу даже по одномандатным округам.