Главный прокурор Грузии: Мы стараемся разговаривать с каждым человеком

Dec 22, 2012 15:02

.


.
.
Интервью с Главным прокурором Грузии Арчилом Кбилашвили
.
- В прошлом году путем процессуальных сделок было изъято 108 миллионов лари. Эта сумма, с точки зрения одного или десяти бизнесменов, может быть большой, но что касается государства - тут спорно, является ли она таковой. Если сравнивать с тем, что одно здание кутаисского парламента обошлось в 300 миллионов лари, то упомянутая сумма не очень велика…
.
- В результате культивирования порочных сторон процессуальной сделки, было нарушено главное - общество утеряло чувство справедливости. А этого не стоят ни 108 миллионов, ни сумма, в десять раз больше.
.
- Давайте, начнем с конкретных примеров. Насколько мне известно, на данном этапе ведется пересмотр множества дел. Более 50 человек выпущены из изоляторов временного задержания. Чему, в первую очередь, отдается преимущество, и как Вам удается за такое короткое время установить, виновно ли конкретное лицо?
.
- Изолятор временного задержания расположен под лестницей, на двух этажах управления, и человек, который там оказывался, был вынужден идти на уступки и зачастую признаваться в том, чего он не только не совершал, а вообще в действительности не происходило. Поэтому и было очень легко человека, оказавшегося в таком положении, заставить говорить все что угодно. Власть поменялась, мы уже не осуществляем давление на суд и получили следующую картину. В процессе судебного рассмотрения абсолютно по всем этим делам те, кто в свое время признал себя виновными, а также свидетели, которые при предварительном расследовании поддержали обвинение, словно сговорившись, заявляют, что на самом деле лицо не совершало преступление, и имело место давление на них. Как известно, показания, данные в суде, имеют большую силу, нежели показания, данные раньше. Мы просмотрели дела, и в них нет ничего, кроме заключения на основании показаний свидетелей. В результате - дело развалилось, то есть прежним властям не нужно было больших доказательств и фактов, они могли сшить дело, лишь опираясь на свидетелей. Так что, мы элементарно вынуждены отпустить тех людей, оснований для задержания которых не существует.
.
- О представителях прежней власти часто говорят: эти люди совершили такие преступления, а против них ничего не нашли, кроме превышения полномочий или финансовых нарушений?
.
- Финансово-экономические преступления относительно легко выявить, и они лежат на поверхности. А выявление элитарной коррупции требует скрупулезного изучения, чтобы впоследствии процесс не был оценен как политическое преследование. Мы стараемся быть справедливыми даже тогда, когда знаем, что конкретный высокопоставленный чиновник добыл деньги недобросовестным путем. До тех пор, пока у нас не будет базы неоспоримых доказательств, мы, в отличие от прежних властей, обвинений не раздаем.
.
- Несмотря на это, в отношении представителей верхних эшелонов бывших властей мы еще не слышали обвинений в финансово-экономическом плане…
.
- Услышите очень скоро, потому что наша - прокуратуры и финансовой полиции - группа в настоящее время работает, и вы очень скоро узнаете обоснованные обвинения в отношении тех должностных лиц, которые всем хорошо знакомы. Дело касается присвоения ими миллионов.

.
- Тут же хочу спросить: будут ли пересмотрены незаконные судебные приговоры, и встанет ли вопрос об ответственности лиц, которые выносили неправильные приговоры?
.
- Мы не раз говорили, что намерены задействовать законодательные механизмы, которые дадут возможность жертвам незаконных приговоров рассчитывать на пересмотр вердиктов. Как показывает данность, многие отбывают наказание незаконно. Просто, до сих пор не удалось задействовать соответствующий закон в отношении этих лиц, но в ближайшем будущем все они получат возможность пересмотра  и изучения приговоров. Разумеется, приоритет будет за теми, кто находится в местах лишения свободы.
.
- По каким параметрам происходит присвоение статуса политзаключенного?
.
- Невзирая на то, что в связи с этим нет никакого закона и нормативного акта, есть одно общее мнение, которое определяет суть того, что есть политзаключенный. Если приговор вынесен не на основании доказательств, или представленные доказательства не являются достаточными, то этого человека можно рассматривать в качестве политзаключенного. Мотивы могут быть разными - неприемлемы его политические взгляды, или у него хотят отобрать имущество и т.д. У нас был и такой случай, когда кому-то понравилась чья-то жена, и из-за этого человек оказался на скамье подсудимых. С этой точки зрения, извращенная фантазия действительно не имеет границ… Даже настоящий преступник может стать политзаключенным, если в отношении него не был соблюден стандарт на основании доказательств.
.
Кроме того, есть случаи, когда приговор был вынесен по процессуальному соглашению, а параллельно в деле фигурирует, как этот человек подарил Министерству внутренних дел машину или имущество. Разумеется, это - беззаконие, и мы расследуем все эти случаи. Это, фактически, взятка, и, если проследить за данной позицией, выгода может быть в пользу третьего лица. А этим третьим лицом, вполне возможно, является и вовсе государство. Исключая получение таких имущественных прав со стороны государства, мы считаем, что должно быть наказано лицо, которое это совершило или вынудило совершить кого-то другого. Если подаренное имущество и сегодня находится в ведении государства, и у него нет другого владельца, государство постарается вернуть его тому лицу, которое вынудили сделать такой «подарок». Если же впоследствии оно каким-то законопослушным лицом было куплено у государства, то это имущество останется у того лица, но государство должно выдать компенсацию в пользу первоначального владельца. В случае, если это отнятое имущество приобретено у государства лицом, у которого просматриваются связи с государственным чиновником, то компенсацию владельцу выплатит это лицо. Иными словами, подход должен быть справедливым.
.
К примеру, в 2004 году, когда произошла смена власти, у многих должностных лиц и руководителей предприятий отобрали имущество. По распространенному в то время мнению, оно было получено в результате коррупционных сделок, но метод и порядок его конфискации был незаконным. Тут вопрос ставится так: что нам делать - возвращать имущество тем бывшим коррумпированным чиновникам? Правовой ответ на это очень легкий - нужно возвращать, если его отняли незаконно, или следует доказать, что оно добыто противозаконно. Вот это правовой путь. По аналогичным случаям с заявлениями в прокуратуру обратились уже сотни людей.
.
- Насколько открыта будет прокуратура? И вообще - что делается для того, чтобы прокуратура приблизилась к интересам гражданского общества?
.
- Открытость прокуратуры и независимость прокурора - это именно те шаги, которые изменят устоявшиеся стереотипы. Прокурор должен быть тем стражем и опорой, который утвердит справедливость, а не подавление силой. Когда еще до назначения меня прокурором, я как член общества извне следил  за выступлениями представителей власти, то наблюдал такую риторику: «его величество грузинский народ», «воля народа», «демонстрация собственного самопожертвования в отношении общества» и т.д. Именно такой патетикой были пронизаны их выступления, но они настолько свободно совершали ужасные действия, что у них даже рука не дрогнула. Накопившееся зло и стало нашей реальностью. Сегодня мы стараемся разговаривать с каждым человеком. Это очень трудно, но это - то, что обуславливает доверие. Прием граждан мы осуществляем дважды в неделю. Это необходимо потому, что в тот кабинет не только граждане, но даже начальник департамента никогда не входил. Однако, если гражданин не почувствует, что там - власть, там - истоки решения его проблемы, то ничего не получится.
.
Сейчас я иду навестить одного заключенного. Того, чтобы генеральный прокурор шел в тюрьму навестить заключенного, в условиях прежней власти никогда не было.
.
- Общественность считает, что в стране возросла преступность. Не станет ли это опасно для общества?
.
- Очень участились факты взлома «пей-боксов». Для переходного периода это объяснимо. Когда уходит одна власть и приходит другая, происходит рост преступности такого типа. Был случай, когда парень взломал «пей-бокс» и украл 20 лари. Не будешь же арестовывать несовершеннолетнего за 20 лари, и потому мальчик был выпущен под залог, но на следующий день он повторил то же. Именно в таких случаях следует выработать правильную политику, поскольку факты мелкого хулиганства и краж очень участились. Поэтому мы вынуждены ужесточить политику. Я поручил своей пресс-службе активно начать информировать общественность о том, что число мелких преступлений растет, и потому мы ужесточаем уголовные рычаги. Но и тут должна быть соблюдена адекватность.
.
К примеру, мне кажется очень несправедливым факт, когда 29-летнему парню, беженцу из Абхазии, в деле которого было 22 случая кражи кабеля «Тэласи» (ущерб суммарно составил 5 тысяч лари), в порядке сложения наказания за каждый случай присудили по 3 года, и в итоге, получилось 72 года. Но поскольку наш закон не предусматривает заключение более 30 лет, то судья дал ему 30 лет. Это неадекватно и нелогично. Там приговор мог быть в 3-4 года с возмещением ущерба, но прокуратура ему говорила: заплати 10 тысяч долларов, и дадим тебе 10 лет. Если бы у того беженца было 10 тысяч долларов, он не стал бы красть кабель. Мы постараемся, чтобы наказание было адекватно преступлению. На днях вышел человек, который болен неизлечимой болезнью, но на второй день после освобождения успел ранить человека и был возвращен в тюрьму. Конечно, от подобных случаев мы не гарантированы и в будущем, но что делать? Из-за этого отказаться от справедливого правосудия?
.
Прежние власти о справедливом правосудии и слышать не хотели, поэтому сегодня мы сталкиваемся с множеством пороков. Вспомню один случай из моей адвокатской практики. Когда я был адвокатом Посольства Израиля в Грузии и оказывал дипокорпусу той страны юридические услуги, посол Израиля  обратился  с жалобой против Министерства иностранных дел своей страны. Он считал, что проделываемая им работа оплачивается не сполна, и требовал от собственного правительства увеличить оклад. Этот иск был рассмотрен израильским судом, требование посла признали обоснованным и справедливым, и, исходя из этого, Министерству иностранных дел Израиля было вменено увеличить послу зарплату. Теперь на минутку представьте, что посол Грузии в какой-то стране, к примеру, в Греции, внес жалобу в суд на наше Министерство иностранных дел. Наш дипломат не то что не выиграл бы процесс, но сделали бы так, что он бы элементарно исчез… О внесении иска и говорить излишне - его суд, просто-напросто, в производство не принял бы.
.
В противовес этому, мы можем привести второй пример, когда премьер-министр Грузии пригласил в страну израильских бизнесменов как своих личных гостей, это приглашение было подписано непосредственно премьером. Потом выяснилось, что никакого приглашения лично от премьер-министра послано не было, и премьер ничего не подписывал. Он вообще не знал об этом приглашении, просто тогдашняя оперативная служба прокуратуры сама состряпала такое приглашение, сама же поставила регалии премьера и таким образом обманула и заманила в Грузию зарубежных бизнесменов. То есть, в этой грязной авантюре был использован, фактически, один из первых руководителей страны. Знаете, как закончилась эта история? В связи с этим премьер-министр ни иск не вносил в суд, ни факт не опротестовал.
.
- Еще до выборов эта Ваша фраза повлекла за собой много кривотолков, не могу не спросить: в какой связи с политикой находится сексуальная зрелось?
.
- Это была фигура речи. В Грузии, к примеру, такая ситуация, когда человек в 25-26 лет уже является экс-министром. У нас были люди, которые с должности генпрокурора отправлялись на учебу… Это - нездоровое явление, когда решение чужих судеб доверяется человеку, который не может решить даже свою судьбу. Потому что в 25 лет можно быть экс-легкоатлетом - в 25-26 лет они завершают свою карьеру. Но в таком возрасте быть экс-министром и, так сказать, специалистом всего - это зачастую доходило до абсурда. Потому-то и есть у нас такие факты, что пенитенциарная система была в руках людей, состояние психического здоровья которых заставляет задуматься. Есть совершенно невероятные факты пыток, подобные которым нельзя представит даже в самых страшных мыслях, что до такого кто-то может додуматься, и которые нам зачастую тяжело даже разглашать. Причиной является то, что власть захватили в свои руки неподготовленные и незрелые люди. И это очень тяжело обернулось для общества.
.
На Западе, например, в Великобритании, судьей становится успешный адвокат, у которого были высокие доходы, и сейчас он хочет спокойной жизни. А жизнь судьи спокойная и относительно малодоходная. У этого человека карьера состоялась, и он может распоряжаться чужой судьбой. А у нас судьи 26-27-летнего возраста, которые рассматривают вопросы семейного права и думают о том, когда выйдут замуж или когда из съемной квартиры переедут в собственную.
.
- В стране, где убивают премьер-министра, избивают журналистов, на улицах убивают людей, грузинский народ первейшей задачей для властей определил справедливость, то, чтобы никто не был наказан несправедливо. И, насколько мы видим, пока что ни один человек не был допрошен незаконно. Почему Европа обеспокоена таким подходом, и кто спрашивает сенаторов, что и как будет делать грузинская власть?
.
- Тут нет никакой трагедии, и это вполне объяснимый процесс. Вы помните, что все наблюдательные миссии и авторитетные организации заявляли, что до выборов рейтинг властей был очень высоким, что они должны были выиграть с подавляющим большинством и т.д. Вместе с тем, мы слышали, что Грузия является успешной страной, здесь строятся новые небоскребы и т.д. Данной идее и пропаганде служила вся государственная машина, и тратились государственные деньги. И продолжалось это годами. Если принимать во внимание некоторый внешний эффект, то результат, действительно, есть. Пропаганда этого результата давала возможность видеть извне Грузию как государство, строящееся на почве современных стандартов. К тому же это государство проводило явно антироссийскую политику, что также укладывалось в те самые  западные стандарты.
.
Словом, делать политические оценки - это то, что не входит в задачи прокурора. Но в данном случае я говорю не как прокурор, а как обычный гражданин. Эти факторы, эта псевдореальность обуславливали то, что Грузия признавалась маяком демократии. Но так совершенно не считал грузинский народ, и 1 октября это было ясно продемонстрировано.  Но у людей, которые создавали вокруг Грузии псевдореальность, источники информации остались нетронутыми, и они продолжают работать в прежнем режиме. В результате этой работы для многих непонятно, как в тяжких преступлениях могут обличаться высокие должностные лица «некоррумпированной страны, которая строится, где Гражданский реестр компьютеризирован»… К тому же, когда тебе говорят что-то дурное о твоем друге, первая и естественная реакция - его поддержать. Не хочется верить, что твой друг - преступник.
.
Так что, их отношение вполне объяснимо, и то, что объяснимо, нормально. Необходимы хорошая работа и обмен информацией. Я, например, дважды встретился с дипломатическим корпусом, и они уже владели всей информацией, когда из-за незаконного прослушивания разговоров были задержаны сотрудники Департамента конституционной безопасности. .
.
====================================
.

http://pluto9999.livejournal.com/76255.html
"Разгон прокуроров"

юстиция, Кбилашвили, Грузия, прокуратура Грузии

Previous post Next post
Up