.
.
"Маяк демократии" погас - подсветку президентской резиденции отключили из-за сокращения финансирования
.
.
Пропал калабуховский дом
Дмитрий Мониава
07 ноября 2012
.
Унылая пора! Очей очарованье! Саакашвили выселяют из дворца. И уже не играют солнечные зайчики на высоких сводах, и не разносится по мраморным закоулкам чарующий смех юных озорниц. Девушки погрустнели, перепуганные зайчики попрятались, и только ржавые ноябрьские листья с тихим шорохом опускаются на дно опустевшего бассейна. Это осень, Ваше Превосходительство.
.
Новый премьер-министр Бидзина Иванишвили предложил резко сократить расходы на содержание пяти президентских резиденций, самолетов и вертолетов, из которых, при желании, можно сформировать отдельную эскадрилью имени товарища Карлсона, и призвал Саакашвили добровольно покинуть Авлабарский дворец и работать в здании Госканцелярии. Министр финансов Хадури сыпал с экрана чудовищными цифрами президентских расходов и едва не цитировал Швондера: "Собрание жильцов нашего дома пришло к заключению, что, в общем и целом, вы занимаете чрезмерную площадь".
.
Безусловно, Михаил Николаевич жил смачно, не стесняясь расходами. "Юноша бледный со взором горящим", который после "Революции роз" клялся, что будет жить в трехкомнатной квартире, быстро вошел во вкус и начал тратить сотни бюджетных миллионов на обустройство своего быта. Новый, переливающийся огнями дворец на фоне разгромленной, полуголодной страны смотрелся особенно дико, напоминая берлогу бананового диктатора, а не скромное обиталище истинного демократа.
.
Иванишвили выстрелил дуплетом. Он, вероятно, попытался не только сэкономить бюджетные средства, но и поставить противника в глупое положение - заставить его защищать свои привилегии, что еще никогда не добавляло популярности ни одному политику. Кроме того, превратив привилегии в предмет торга, премьер в обмен на их частичное сохранение, возможно, постарается добиться от оппонента реальных политических уступок, полностью лишив его, к примеру, контроля над губернаторами или Генштабом. Планируя эту атаку, он, скорее всего, учитывал психологические особенности Саакашвили, для которого власть неотделима от сопутствующих ей аксессуаров и комфорта. У него нет стальной воли правителей прошлого, которые переселились бы в затхлый бункер, но не поступились бы и малой толикой своих полномочий. Этот шаг Иванишвили, который, разумеется, имел и финансовую, и пропагандистскую подоплеку, был сделан на грани политики и психологии.
.
Он будет закатывать противника в асфальт неторопливо, вдумчиво и бесповоротно. Так, чтобы тот, в конце концов, превратился в назидательную ходячую иллюстрацию на тему "Как нельзя себя вести с Бидзиной Григорьевичем". История с привилегиями - это только цветочки. Единственный шанс для Саакашвили - перестать цепляться за прошлое и найти новую, нетривиальную стратегию.
.
Демонстрация силы? Да, безусловно, но в несколько непривычной для местной аудитории форме. Прежняя власть ломилась, как носорог сквозь джунгли, угрожала с пеной у рта, чуть что - лупила граждан дубинками по головам и арестовывала оппонентов, почти не задумываясь о последствиях. Новое руководство выжидает, подобно удаву, прокручивая ситуацию по циклу Бойда, и в какой-то момент жертва обнаруживает, что уже обвита удушающими кольцами. Это различие стилей ощущалось еще в предвыборный период и со временем будет становиться все более очевидным.
.
Аресты начались именно тогда, когда "националы" несколько приободрились, решив, что худшее позади. Арестован Бачо Ахалая, безусловно, самый одиозный представитель старого режима, которого радикальные оппозиционеры в течение нескольких лет обвиняли в совершении жутких, кровавых преступлений и желали видеть посаженным на кол. Следует также учесть, что Ахалая, скорее всего, озлоблен на бывших соратников, поскольку еще до выборов они отвели ему роль козла отпущения. И теперь новые власти как бы предложили "националам" поразмыслить на досуге о тех показаниях, которые может дать фигурант в обмен на прокурорское снисхождение, и кого он при этом утянет с собой на дно. И обратить внимание на то, что пока ему предъявлены отнюдь не самые тяжкие обвинения. И после этого еще раз подумать. Неопределенность и ожидание в подобных обстоятельствах пострашней "Фауста" Гете. За ними как бы скрыто ненавязчивое предложение каждому бывшему чиновнику опередить коллег в скорости написания доносов.
.
"Националы" с нетерпением ждут, когда правительство Иванишвили будет вынуждено принять непопулярные меры и ударить по собственному рейтингу, столкнувшись с чередой кризисов, вызванных тем, что широкие массы, как в феврале семнадцатого, опьянев от внезапно нахлынувшей свободы, потребуют удовлетворения всех прав и потребностей одновременно. Уже бастуют докеры, протестуют заключенные, беженцы занимают правительственные здания, и подобных проблем, безусловно, может стать больше. Но при этом представители бывшей правящей партии допускают классическую ошибку, рассчитывая, что противник будет действовать именно так, как действовали бы они сами - без лишних раздумий, с дубинкой наперевес. Главное, чтобы в своих размышлениях они не пришли к выводу, что их политический успех и саботаж взаимозависимы, поскольку подобные мысли чреваты более чем неприятными последствиями. Но желание быстрого реванша может подтолкнуть их к поиску радикальных рецептов. Не исключено, что Иванишвили на пару с генпрокурором ждет именно этого.
.
Самое лучшее, что могут сделать "националы" - успокоиться, наконец, проанализировать ошибки и заняться партстроительством. Предпосылок для молниеносного реванша нет, и ждать возвращения во власть им придется по меньшей мере несколько лет. Но как же им успокоиться, когда их любимого вождя гонят из дворца на потеху толпе, и въедливый министр финансов хозяйским взором обводит залы, где поднимались тосты за чуть ли не тысячелетнее правление "Национального движения", хрустально звенели бокалы и капли шампанского падали на макеты мегаломаниакальных новостроек, россыпью фальшивых бриллиантов отражаясь в бездонных глазах высокопоставленных дам.
.
Пропал, пропал калабуховский дом! Придется уезжать, но куда, спрашивается?
.
.
.
.
.
Призрак «революции роз»
Дмитрий Мониава
31 октября 2012
.
В конце концов, что нам делать с авлабарской резиденцией? Пользы она не приносит, электричества потребляет много, что, соответственно, увеличивает выплаты за очистку; содержание объекта и зарплата персоналу обходятся нам недешево. С учетом того, что страна финансово неблагополучна и, кроме того, весьма нежелательно и неловко, чтобы новый президент обосновался в этом «мемориале одной гордыни», здание лучше продать или сдать в аренду. Правда, там все еще проживает Михаил Саакашвили, однако этот мешающий, на первый взгляд, фактор может принести дополнительный доход. Есть два пути: либо, просто, выселить Михаила Саакашвили из резиденции, либо применить тактику шотландских маклеров.
.
Как известно, на Британских островах, и в частности, в Шотландии нередко продаются дома и замки с привидениями, что повышает цену продаваемых (сдаваемых) объектов. Тамошние аферисты доказывают клиентам, что по зданию ночами бродит призрак старого владельца, которого несправедливо придушили еще в средние века. В то же время, они договариваются с садовником, дворником, или, попросту, с местным пьянчужкой, который, за небольшое вознаграждение, несколько раз в месяц, вечерней порой тайком постукивает в стены, скрипит лестничными ступенями и тоскливо завывает: «Гдеее мой виииски?», а также, сравнительно реже, завернувшись в простыню, бродит на дальних подступах к замку. Богатым американцам, жаждущим исторической экзотики, как ни странно, очень нравятся эти «дома с привидениями», и, в итоге, все остаются довольны - и клиент, и маклер, и тот, обернутый простыней тип.
.
У нас есть резиденция и Саакашвили, который не желает с ней расставаться, и это создает замечательные предпосылки для того, чтобы разыграть шотландскую комбинацию. Находим первого богатого американца, продаем (сдаем) авлабарскую резиденцию, на первом этапе проекта - дешево (!), и, этак, через недельку, когда иностранный гость взойдет в прозрачный купол, дабы насладиться панорамой, сзади к нему подкрадется покрытый простыней Саакашвили, взвоет «Бооольше пооользы нароооду!» и разразится смехом в своем привычном стиле. Понятно, что после этого находящийся на грани безумия гость даст стрекача, возвратит нам резиденцию, если не даром, то по бросовой цене, после чего мы найдем нового богатенького заокеанского искателя острых ощущений, и пустим шотландскую махинацию по новому кругу.
.
За участие в этом проекте Саакашвили получит трехразовое питание, спецодежду и, что самое главное, - право проживания в авлабарской резиденции (предположительно, на чердаке), что для него столь важно. Деньги? Нет, денег ему не нужно, они у него и так есть. Более того, мы ему сообщим, что хотя бы в такой форме он сможет быть полезным отечеству. Когда мир узнает историю «призрака революции роз», это увеличит приток туристов - любителей экстрима.
.
Что еще можно сделать с этим монументом циничного человеконенавистничества, на который в обнищавшей стране были потрачены сотни миллионов? Между прочим, когда в 2004-м Саакашвили пытался вести себя скромно, летал за рубеж на рейсовых самолетах и т.д., хорошо знавшие его люди говорили, что он долго не выдержит и непременно польстится на дорогостоящие (и, как правило, поразительно безвкусные) аксессуары власти, все эти резиденции, самолеты, блестящие штучки и хваленных массажисток.
.
Что поделаешь, таков был его выбор, а вот президент Уругвая, Хосе Мухика, пошел совсем другим путем.
.
У Хосе Альберто Мухики Кордано была бурная молодость. Он был членом «Тупамарос» (радикальная левая организация, которая вела партизанскую борьбу против правительства), по кличке «Пепе», храбро сражался и был тяжело ранен во время одной из стычек. Он 14 лет провел в тюрьме, а после свержения диктатуры втянулся в политику; был сенатором и министром, а в 2010-м стал президентом.
.
87% президентской зарплаты Хосе Мухики идут на благотворительность, себе он оставляет лишь 1250 долларов. Так поступает и его супруга, сенатор Лусия Тополански, которая также участвовала в движении сопротивления. Учитывая опыт грузинского непотизма, кому-то может показаться, что Мухика сам сделал жену сенатором, но это не так. Они поженились в 2005-м, в пожилом возрасте (президент родился в 1935 году, его супруга - в 1944-м), когда Лусия уже была сенатором. Живут на ферме близ Монтевидео и говорят, что вполне довольны своим доходом.
.
Самым значительным приобретением Хосе Мухики в период президентства был старый «Фольксваген Жук» за 1945 долларов. До этого он почти 20 лет ездил на мотороллере, который банально развалился от ветхости. Президентская семья не имеет ни сбережений в банке, ни долгов. Следует учесть, что Уругвай гораздо богаче Грузии, и эту страну часто называют «Швейцарией Латинской Америки». Впрочем, очевидно, что даже в самой благополучной стране всегда найдется пространство для благотворительности, на которую президент Уругвая отдает большую часть своей зарплаты.
.
У Хосе Мухики есть немало политических оппонентов, однако ни у одного из них, в процессе острой полемики, язык не повернется сказать, что президент недостойный человек и, вообще, слова «наш президент» сегодня в Уругвае произносят с особым почтением и теплотой, поскольку всем ясно, что этот человек, прошедший через ад партизанской войны и застенков диктатуры, в какой-то момент пришел к очень важному выводу о сути и смысле жизни, и сделал выбор, который, бесспорно, заслуживает большого уважения.
.
И сейчас он ездит где-то там, по улицам Монтевидео, одетый в старенький костюм, на «Фольксвагене» 1982 года выпуска, достойный президент и надежный главнокомандующий, 77-летний Хосе Альберт Мухика Кордано, самый бедный и, возможно, самый счастливый глава государства в мире.
.
Несмотря на то, что мы живем в весьма бедной стране, грузинское общество легко мирится с мыслью, что у политика может (или даже «должен») быть гораздо больший доход, чем у среднего гражданина. Оно внутренне готово закрыть глаза на плутовские уловки правителей, связанные с их личным имуществом. В этом плане грузины намного терпимее представителей других народов, хотя, в то же время, они не прощают политикам беспредела, или, проще говоря, свинства, и отвечают на него концентрированной ненавистью. Трудно сказать, когда представители режима Саакашвили переступили невидимую грань, однако это сыграло одну из основных ролей (разумеется, не единственную) в их крахе.
.
Когда ты проводишь в бедной стране болезненные и, по большей части, идиотские реформы и применяешь авторитарные методы, вероятно, следует задуматься о том, что в этой ситуации личная порядочность имеет особое значение. Отец южнокорейской модернизации, генерал Пак Чон Хи, не потратил ни одного цента из бюджета на собственные нужды. Безусловно, он был диктатором, который жестоко расправлялся с оппозицией, но даже его кровные враги признавали, что в смысле коррупции генерал был безгрешен, несмотря на то, что легко мог присвоить миллионы так, что никто и рта бы не раскрыл. Но у него были другие ценности и жизненные ориентиры.
.
Когда мы сегодня рассматриваем те богатые дома, которые понастроили себе представители режима Саакашвили, интерьер или экстерьер президентской резиденции, или фото, на которых пьяные до бесчувствия чиновники высшего ранга развлекаются в обществе стриптизерш, нас, вероятно, должен обуять не гнев, а великая печаль по поводу того, что эти люди, видимо, не поняли, что главная цель прихода к власти состоит вовсе не в помпезном удовлетворении своих потребностей.
.
В богатом государстве, так или иначе, можно совместить проведение эффективной политики и «наслаждение жизнью» (не будем акцентировать внимания на том, что это, как правило, приводит к деградации). Но в такой бедной стране, как Грузия, это исключено. Здесь диктатор (если уж говорить именно о них) должен пойти или путем Пак Чон Хи (когда он стал президентом, Южная Корея нуждалась больше, чем Грузия), или превратиться в обыкновенную пиявку; выбор делается, на основе тех ценностей, которыми человек разделял еще до прихода к власти.
.
Понятно, что в 2003-м ни у кого не было иллюзии, что представители новой власти будут ходить в старых костюмах и спать на железных кроватях, но проявления ими относительной порядочности в общество, и в самом деле, ожидало. Группа Саакашвили надлежащим образом не оценила политическое значение этого фактора, или, попросту, не устояла перед искушением, и вскоре у нее перед носом взметнулись те же лозунги, которые ранее использовала она сама: «Они наживаются за счет народа!». В конце концов, дело дошло до того, что подавляющая часть избирателей больше не верила, что власть имущие заботятся о чем-либо, кроме собственного благосостояния и безопасности. В какой-то момент разговоры о том, что у них есть какие-то другие цели и амбиции (позитивные, или, по мнению оппонентов, негативные - значения не имеет), попросту, прекратились.
.
И все же, что теперь делать с авлабарской резиденцией? Принять ли, по примеру шотландских маклеров, Саакашвили на вакансию призрака «революции роз»? По сравнению с теми сценариями, которые в последнее время рассматриваются в связи с его будущим, этот вариант выглядит одним из самых гуманных.
.
Ночами он будет нашептывать опрометчиво уснувшему гостю: «Впервые в истоооории… Маяк демокрааатии… Самый некоррумпиииированный», а затем возопит: «Больше пользы нароооду!», тем самым принудив несчастного к бегству из резиденции. Ничего личного, просто бизнес и уникальная возможность для него стать частью той истории, которая никого, кроме него, особо не интересует.
.
Можно припомнить финальную сцену из фильма Бернардо Бертолуччи, 1987 года, в которой последний император Китая Пу И встречает в музее (своем бывшем дворце) пионера, и поставить в авлабарской резиденции подобные сцены, только в формате реалити-шоу, с элементами саспенса. Продукция такого типа сегодня хорошо продается на мировом рынке.
.