.
"Грузия - страна, победившая коррупцию в ГАИ."
.
И судя по докладу Еврокомиссии это единственный бесспорный положительный результат реформ. Не относить же к успехам тот факт, что уровень обвинительных приговоров достиг 98%. (Очень удобно для пополнения бюджета - любой обвиняемый теперь знает, что добиваться оправдания - дело безнадежное. Откажешся платить отступные по процессуальному соглашению - сядешь.)
.
Забавно читать, например, что "доклад отмечает "существенный прогресс" Грузии "в деле преодоления коррупции", однако в нем также отмечается "возрастающая обеспокоенность в связи с тем, что права на собственность в Грузии не защищены в полной мере". Зачем брать взятки, когда можно просто отобрать бизнес?
.
Даже нет смысла комментировать, построенная в Грузии "современная ограниченная (!) демократия" (Дарчиашвили, председатель парламентского комитета) в полной красе:
.
Доклад Евросоюза по Грузии("Civil.ge", Грузия)
16-05-2012
.
Еврокомиссия 15 мая опубликовала ежегодный доклад о прогрессе в отношениях между Евросоюзом и его соседями, в том числе и с Грузией.
.
Доклад охватывает успехи, достигнутые в осуществлении реформ в 2011 году в странах, членах Европейской соседской политики и выделяет не направления, где необходимо проявить усилия в дальнейшем.
.
Доклад содержит широкий спектр рекомендаций, начиная с внутриполитическими реформами, и заканчивая вопросами урегулирования конфликтов.
.
Доклад призывает Грузию обеспечить проведение свободных и справедливых парламентских выборов в октябре и урегулировать существующие в законодательстве недостатки; сделать более интенсивным политику вовлеченности с сепаратистскими регионами «путем налаживания прагматичного сотрудничества с де-факто властями»; продолжить укрепление свободы мнения и выражения; усилить независимость и эффективность судебной системы; обеспечить дальнейшую либерализацию уголовной системы; усилить подотчетность правоохранительных органов и контроль над ними, а также бороться с «безнаказанностью» и расследовать обвинения по поводу нарушения прав человека со стороны правоохранительных структур; улучшить трудовые права; продолжить сближение с ЕС в вопросах, связанных с торговлей.
.
Политические реформы, права человека
.
Доклад отмечает, что в принятом в декабре 2011 года новом Избирательном кодексе отражены несколько рекомендаций Венецианской комиссии, однако в нем также говорится, что «новь остаются вопросы относительно справедливости избирательной среды».
.
«Избирательный кодекс не предусматривает некоторые основные рекомендации, в частности относительно того, что в различных избирательных округах для избрания депутата необходимо различное количество голосов», - говорится в докладе.
.
Венецианская комиссия уже давно советует Грузии обеспечить равенство голосов путем формирования одномандатных, мажоритарных округов с более-менее равными размерами. Комиссия заявила, что неравенство между округами - где разница между самым малым и самым крупным округами колеблется от 6000 до 150 000 избирателей - «наносит удар по принципу равенства голосов».
.
Согласно докладу, новый Избирательный кодекс не урегулировал «туманность механизмов решения избирательных споров» и «использование правящей партией государственных ресурсов на политические цели не урегулировано соответствующим образом».
.
Недавно наблюдающие за выборами и правозащитные организации подготовили пакет законодательных изменений, который, по словам авторов, в случае утверждения в Парламенте, улучшит избирательную среду. Наряду с другими вопросами, этот пакет также охватывает и механизмы ограничения использования административных ресурсов.
.
В докладе также говорится, что государственное управление в Грузии вновь отличается доминантной позицией исполнительной власти «со слабым парламентским контролем и недостаточной независимостью судебной власти».
.
Несмотря на явный прогресс по нескольким направлениям в судебной системе, некоторые проблемы вновь остаются, в частности, обеспечение права на справедливый суд», - говорится в докладе, - «Главная проблема связана с сильной позицией прокурора и недостаточностью судебной независимости».
.
Это, согласно докладу, подтверждается и тем, что уровень обвинительных приговоров достиг 98%. В то же время, в прошлом году, по сравнению с 2010 г., количество оправдательных договоров выросло незначительно.
.
Согласно докладу, из-за низкого показателя оправдательных приговоров и строгих приговоров часты случаи использования процессуальных сделок, в частности в 87,5% дел.
.
В ноябре 2011 года вошли в силу изменения в Уголовно-процессуальном кодексе, которые усилили правовой контроль на процессуальными сделками; В частности, судьи обязаны наряду с законностью процессуальной сделки, оформленной между прокурором и обвиняемым, оценить и ее справедливость.
.
Доклад отмечает, что «перегруженность тюрем вновь является предметом обеспокоенности». По данным на декабрь 2011 года, в Грузии всего было 24 244 заключенных, что является одним из самых высоких показателей на душу населения в мире. Министерство юстиции уже приступило к работе по обеспечению альтернативного наказания и медиации с целью сокращения количества заключенных.
.
Согласно докладу, «заметное» продвижение отмечается в деле правосудия над несовершеннолетними и с точки зрения введения более либеральных подходов в уголовном делопроизводстве.
.
С точки зрения свободы СМИ, доклад выражает обеспокоенность в связи с тем, что «дистрибьюторские сети недоступны справедливым образом». Некоторые телевизионные каналы недоступны более широкой аудитории зрителей, так как некоторые кабельные сети отказываются от их трансляции.
.
Согласно докладу, необходим дальнейший прогресс «для улучшения деятельности и усиления подотчетности правоохранительных органов». Документ также выражает обеспокоенность в связи с применением полицией избыточной силы во время разгона акции протеста 26 мая 2011 года.
.
«Также предметом беспокойства является недостаточность демократического надзора над Департаментом Конституционной безопасности МВД», - говорится в докладе.
.
В то же время, доклад отмечает «существенный прогресс» Грузии «в деле преодоления коррупции».
.
Однако в нем также отмечается «возрастающая обеспокоенность в связи с тем, что права на собственность в Грузии не защищены в полной мере».
.
В докладе говорится, что принятые в прошлом году законодательные изменения, которые предоставили возможность религиозным меньшинствам зарегистрироваться в качестве юридических лиц публичного права, было «одним главным достижением» в сфере свободы вероисповедания.
.
Сепаратистские регионы
.
Евросоюз призывает Тбилиси расширить политику вовлеченности в отношении сепаратистской Абхазии и Южной Осетии путем «прагматичного сотрудничества с де-факто властями».
.
«Сделайте прагматичные и конструктивные шаги, чтобы содействовать торговле, путешествию и инвестициям» вдоль административных границ», - говорится в докладе. Там же отмечается, что Тбилиси уже сделал несколько шагов по осуществлению «Стратегии деизоляции и вовлеченности» в отношении к сепаратистским регионам, в том числе, увеличил усилия по оказанию обслуживания в здравоохранении населению сепаратистских регионов.
.
Согласно докладу, оказание обслуживания по здравоохранению жителями этих регионов является «конструктивным шагом к примирению», однако докладе также отмечает, что этот процесс должен продолжиться «без предварительных условий, таких как настоятельное требование, что лица, пользующиеся медицинским обслуживанием в обязательном порядке должны получить введенные Грузией удостоверения личности».
.
В прошлом году Грузия ввела статус нейтральные удостоверения личности и проездные документы для жителей сепаратистской Абхазии и Южной Осетии, чтобы владельцы этих документов получили возможность для путешествия за границей и для того, чтобы воспользоваться социальным обслуживанием и другими льготами на территории остальной Грузии.
.
Евросоюз приветствует введение этих документов, однако призывает Тбилиси, что «пока документы не станут приемлемы для более широких слоев жителей этих регионов, они не должны представлять собой единственное средство для перемещения».
.
Сухуми и Цхинвали, которые подвергли критике введения таких документов, заявили, что нейтральные проездные документы Грузии, фактически, подталкивают к дальнейшей изоляции этих двух регионов.
.
«Эти документы являются важным шагом вперед в стратегии Грузии по вовлеченности; Однако из-за того, что де-факто власти Абхазии и Южной Осетии категорически отказываются от этих документов, важно, чтобы они сохранились, как вариант деизоляции, а не как единственное средство для путешествия для абхазов и осетин, чтобы не возникали препятствия у инициатив, связанных с восстановлением доверия и диалогом», - говорится в докладе.
.
Согласно документу, использование закона об оккупированных территориях «вновь остается проблемным предметом в эффективном осуществлении стратегии».
.
.
Духу доклада соответствует и статья в итальянском журнале:.
Над будущим Грузии нависла тень Путина("L'Occidentale", Италия)
Лаша Зилпимиани (Lasha Zilpimiani)
16-05-2012
.
Как вы помните, после блестящего начала правления Саакашвили и успешного проведения многих демократических реформ позитивные изменения стали замедляться, начиная с 2009 года. С приближением окончания второго (и последнего) мандата Саакашвили значительно ухудшилось качество внутренней политики в стране. Грузинское правительство использует российскую угрозу и возможное внедрение «политиков-марионеток», руководимых из Москвы, в качестве постоянного алиби в борьбе против политической оппозиции.
.
Последняя тенденция заключается в том, что Саакашвили старается сдержать «опасность» потери консенсуса и предотвратить появление на политической сцене какого-либо популярного кандидата от оппозиции, используя лозунг «подозрения в возможном коллаборационизме». В то время как риск вмешательства России в грузинскую политику вполне реален, очевидно, что не все оппозиционные политики готовы поступиться независимостью страны. Кроме того, пророссийски настроенные политические силы в Грузии довольно известны, и обвинять остальную оппозицию в коллаборационизме - это довольно опасный метод.
.
В частности, в последние месяцы продолжались постоянные ссылки и намеки на пророссийские отношения, еще более разъярившие оппозиционные партии, которые заявляют, что их необоснованно обвиняют. Риторика Саакашвили тоже кажется более авторитарной, чем она была некоторое время тому назад. Его способ правления только вместе со своей партией и вернейшими в правительстве, никогда лично не сталкиваясь и не встречаясь с силами оппозиции страны, представляет собой тревожный сигнал.
.
Кроме того, речи президента Саакашвили полны противоречий. Правительство постоянно пытается простую деятельность по реконструкции и модернизации страны (которая, конечно, заслуживает похвалы) выдать за доказательство происшедшей демократизации, но нужно еще много поработать, прежде чем Грузия завершит первый этап настоящей демократизации.
.
Способ «авторитарного» правления Саакашвили, который пытается контролировать и воздействовать на каждую область жизни страны, вызывает много подозрений у европейских политических аналитиков.
.
Если близко познакомиться с деятельностью местных средств массовой информации, то обнаруживаются многочисленные проблемы. Следует отметить, что настоящая свобода политической информации крайне ограничена, а многочисленные телевизионные каналы и основные газеты, по крайней мере, частично контролируются представителями правительства Саакашвили. (Тема средств массовой информации в Грузии очень сложна и заслуживает отдельного детального исследования).
.
Возможно, самый грустный факт заключается в том, что Грузии сих пор не удалось создать свободную систему правосудия, которая стала бы гарантом конституционной законности в стране. Хотя и были предприняты некоторые усилия для улучшения ситуации, кажется, отсутствует реальная политическая воля дойти в этом направлении до конца. Хотя грузинская полиция реально не коррумпирована, она целиком и полностью поддерживает Саакашвили и, следовательно, не пользуется доверием всей страны.
.
Кажется, что и в Грузии «демократизация» отклонилась от прямого пути, и если это быстро не исправить, то вся тяжелая работа, проведенная в прошлом, окажется напрасной. К сожалению, мы, европейцы не в состоянии изменить ход вещей. Учитывая нынешнюю геополитическую ситуацию, Евросоюз не в состоянии опекать Грузию, как это было в случае с Литвой и Латвией.
.
В заключение заметим, что политический антагонизм между Грузией и Россией приведет к тому, что США останутся надолго предпочтительным союзником Грузии, но демократизация страны может быть проведена только изнутри, и уже не кажется, что правительство Саакашвили в состоянии справиться с этой трудной задачей.
.