Французский флот в битве за Абхазию в 1921 г.

Apr 15, 2012 11:26



Францию и Грузию связывает гораздо больше, чем воспоминания о страшных днях и ночах августа 2008 года. Кровные узы между Грузией и Францией создавались и на полях боев. В начале прошлого века, так же, как в августе 2008 года, Франция и Грузия встретились друг с другом в годину бедствий и несчастий.  
Президент Франции Николя Саркози, Тбилиси, 07-10 ( Read more... )

Франция, Абхазия, история Грузии, оккупация Грузии, Грузия, Советско-грузинская война 1921 г.

Leave a comment

ext_1060809 April 24 2012, 12:24:33 UTC
Любопытно, спасибо. Кстати, Вы очевидно хорошо знаете местную историю. В 1813 году, я читал турки высаживали десант в Абхазию. Насколько я знаю, к тому моменту уже был манифест о присоединении к России. Были ли бои между русскими и турецкими войсками?

Reply

pluto9999 April 24 2012, 13:15:12 UTC
Нет, боев не было. При приближении русских войск турки, направлявшиеся к Сухуми, ушли обратно в Поти, а абхазские мятежники, сторонники Арслана, разбежались.

Это было уже не только после присоединения Абхазии, но и после окончания русско-турецкой войны и заключения Бухарестского мира.

Турки пытались вытребовать себе назад Сухуми, но им отказали.

Reply

ext_1060809 April 24 2012, 14:23:25 UTC
Да, в том и интерес, что война к тому моменту уже кончилась. Еще малоизвестно, что в апреле 1918 года турки высадились в Очемчирском районе, но турецкий десант был разгромлен. Подробностей не знаю, но примечателен сам факт разгрома интервентов в 1918 году.

Reply

в апреле 1918 года турки высадились pluto9999 April 25 2012, 03:53:19 UTC
Не в апреле, а в июне 1918 г.

Десант (численность не знаю, можно поискать) состоял из этнических абхазов, потомков муджахиров, поэтому в Абхазии его считают абхазским, а не турецким, как пишут современные грузинские историки. Но, конечно, это было сделано с одобрения турецкого командования. Турецкая армия в июне сама просто не могла вторгнуться в "германскую" зону.

Фактически это было националистическое восстание. Оно было подавлено грузинской армией с крайней жестокостью. Или "излишней жестокостью", как пишут современные грузинские историки. Тем не менее, даже в грузинской истории Абхазии, действия грузинской армии (якобы казаков на службе грузин) характеризуются как преступление.

Есть упоминание, что апреле или начале мая в Абхазии на короткое время высаживалась какая-то небольшая турецкая часть (200-300 человек), вероятно для "защиты населения от большевиков". А, возможно, и для подготовки более крупного десанта. Позднее это стало невозможным по политическим соображениям.

Reply

Re: в апреле 1918 года турки высадились hayduk May 31 2012, 14:46:49 UTC
Приветствую.Скорее всего злесь идёт речь о десанте под командованием князя Маршания. Прочёл с большим интересом. Не возражаете на предмет перепоста?

Reply

Re: в апреле 1918 года турки высадились pluto9999 May 31 2012, 18:21:14 UTC
Пожалуйста.

Что касается самой статьи, то у меня остался ряд вопросов, в том числе:

- каковы были планы Франции? Пыталась ли она в Грузии повторить "чудо на Висле"? (поляки и Врангель - грузины и дашнаки)
- имела ли место координация действий не только Франции и Грузии, но и армянских дашнаков?
- рассчитывало ли правительство Грузии на более масштабную помощь Франции - в частности высадку французских войск, например в Батуми, как это было в 1919 году в Одессе?

NOTE:
Достаточного количества сухопутных войск под рукой французский адмирал не имел - в Константинополе стояли, в основном, английские войска.

Reply

Re: в апреле 1918 года турки высадились hayduk April 20 2013, 15:09:05 UTC
Вот как-то упустил этот ваш ответ, выйдя на него снова по свежей ссылке. Так что выскажусь с опоздание и очень кратко. По сути, у французов и англичан на тот момент был только один план - не допустить установления в Грузии советской власти. Это вытекало из их опасений, что присутствие там большевиков оприведёт к ухудшения их отношений с турецким режимом Кемаля. И эти опасения, на мой взгляд, были вполне оправданны.

Reply

Re: в апреле 1918 года турки высадились pluto9999 April 20 2013, 21:17:25 UTC
Англичане в 1921 г. особого интереса к событиям в Грузии не проявили. Вот к событиям на польском фронте они в 1920 г. проявили гораздо больший интерес и даже угрожали большевикам войной и отправкой флота на Балтику ( ... )

Reply


Leave a comment

Up