Apr 15, 2009 23:09
Смотрю я на события в Молдавии, примеряю их на российскую действительность, провожу, так сказать параллели, и как-то грустно на душе становится. Думаю я о том, а что будет, если вдруг уставший от гламура и шоппинга российский избиратель скажет «хватит!»? Выйдет на улицы с требованиями политических свобод и политических же реформ? И сам себе отвечаю: «да ничего не будет!»
Ведь какие уроки можно извлечь из молдавских событий? Что даже в пост-совестких людях есть политический потенциал. И они способны самоорганизоваться и выйти на улицы, могут предъявить поднадоевшим элитам, выставить, так сказать, счет действующей власти. Но... Как пел Высоцкий: «настоящих буйных мало, вот и нету вожаков!».
Ни системная, ни несистемная, если таковая есть в Молдавии, оппозиция не смогла воспользоваться случаем. Скорей всего, как и российская, она была склонна к соглашательской позиции. Ее требования ограничивались требованиями «допустить к власти». Выторговывала она у кишиневского «кремля» пару лишних процентов на выборах, да пару приставных табуреток в парламенте. А когда, выражаясь высоким штилем, поднялась волна народного недовольства, оказалось, что этот народ вести некому! И некуда! Право, трудно предположить, что народ встанет под чьи-либо знамена с требованием предоставить депутатский мандат каким-то анонимным партийным функцонерам из предвыборных списоков оппозиционных партий. Ну не сошлись звезды! Не получилось провести радикальные реформы в Молдавии. К примеру, в Украине звезды сошлись, а в Молдавии - не сошлись, и обошлось всё одним громким вздохом, вместо ораньжевой революции.
И теперь давайте помечтаем о волне народного возмущения! Готов я оторавть запястья от компьютерной клавиатуры и выйти на улицу с каким-нибудь самопальным плакатом. Предположим, что даже вышел. Что дальше? За кем идти? Ради чего идти? Требовать допустить к власти Богданова, титова, Бовта или какого-нибудь еще Гозмана? Да они такие же безликие, как и сто певый номер в каком-нибудь региональном списке единоросов. Встать под знамена отсавного чиновника Касьянова? Он как был чиновником, так им и остался. Просто теперь к его чиновьичей сути добавилась его личная обида, что больше не пускают. Но какое мне дело до его обид?
Да и есть ли какие-нибудь идеи у непримеримой или примеримой оппозиции? Поносился пару лет Каспаров с нафталиновой идеей об объединении оппозиции, и что? По сравнению с идеей объединения оппозиции старперы из КПРФ кажуться генераторами свежести, просто фрешминтами какими-то!
Вот и выходит, что самый вероятный сценарий, что выйду я на улицу, прокричусь как следует, да и вернусь к любимому компьютеру. А по телевизору бодрый Путин будет рассказывать пытающемуся сделать строгое лицо Медведеву о том, как страна преодолевает кризис.