Прямым ходом из рядов КПСС в ряды православных

Jan 10, 2010 18:37



Поучавствовал в дискуссии http://community.livejournal.com/obrazovanie_ru/27949.html, и задели мы с оппонентами тему православия и прочей религиозности. По одному источнику, всплывшему в ходе дискуссии (Православие в цифрах) выходило, что доля православных за последние полтора-два десятилетия выросло с одной трети до трех четвертей. То есть за пятнадцать лет половина населения поменяла свои убеждения и стало православными.

Меня эти цифры, мягко говоря, смутили. Не так часто я встречаю людей, которые поменяли свои убеждения. А по этим данным выходит, что я должен встречать их на каждом шагу. Даже если рассмотреть просто статистическую вероятность, то в день я должен встречать по три-четыре человека минимум из той половины, что поменяла свои убеждения. Да что говорить про меня. Походите по разным жэжэшечкам и посмотрите, сколько из блоггеров поменяли свои убеждения!

Это простое противоречие вынудило меня выдвинуть совсем другую гипотезу происходящего. С коей я и спешу поделиться.

Пару слов про социологию. Социология в авторитарных и псевдоавторитарных режимах, типа РФ, вещь крайне неточная. Социологический опрос строится на фактах самонаблюдения респондента. То есть социолог спрашивает, считает ли себя человек православным, как часто ходит в церковь, платит ли десятину и т. п. За исключением почти очевидных ответов (пол респондента), все остальные данные держаться на суждении самих респондентов. Так вот. В авторитарных обществах человек чаще всего отвечает не то, что он думает или чувствует. Респондент говорит о том, как должно быть, в ответы включается фактор страха и т. п. И чем более давление власти на граждан (или даже просто общественного мнения на граждан), тем меньше ответов «как есть» и больше ответов «как должно быть» (об этом я, кстати, писал раньше в Миростроевсий мотив для голосования и Устройство мира против личной выгоды. Так что данные, приведенные в текстах можно интерпретировать совсем по-иному. Включается фактор «третьей переменной», то есть не одна переменная зависит от другой, а обе переменных зависят от третьей. Увеличение числа тех, кто считает себя верующими свидетельствует в авторитарном обществе о том, что религиозность является государственной политикой и со временем авторитарное давление на граждан растет.

Такой резкий скачек доли тех, кто считает себя верующими вполне объясним с этой точки зрения. До 90-х годов прошлого века государственной политикой был атеизм. Фактор «должно быть» вносил искажения в сторону уменьшения числа верующих: часть людей боялось признаться в этом, потому что опасалось санкций со стороны государства, другая часть вполне искренне верило, что в интересах государства не верить в бога. В 90-е прошло определенное освобождение, но надо учитывать инертность общественного мнения и вносит поправку в виде временного лага. В «нулевые» пошел обратный процесс. В вопросах страха и санкций со стороны государства, я думаю, пока не зашло все так делеко. Но государственная пропаганда и страх по инерции играет свою роль. Многие уверены, что в интересах государства быть православным. Это фактор действует в противоположном от советской пропаганды направлении - в строну увеличения доли тех, кто считает себя православным.

Так что причина того, что в опросах все больше людей называет себя верующими не в том, что верующих в стране все больше, а лежит в совсем иных плоскостях.

социология, устройство общества

Previous post Next post
Up