Популизм

Jan 27, 2012 02:37


Запись опубликована Новая Идеология - сайт о том, как делают выборы в России. You can comment here or there.

Популизм - (фр. populisme, от лат. populus - народ) политическая позиция или стиль риторики, направленный на завоевание поддержки самых широких слоев населения, обещая всем легкое и быстрое решение проблем. Во время своего возникновения был востребован люмпенскими слоями, находящимися между пролетариатом и буржуазией.

Популизм нельзя назвать законченной идеологией, скорее он является квази-идеологией, набором наиболее востребованных в данный момент идеологических штампов. В разных станах и в разное время популистскими были такие идеологии, как фашизм, социализм, национализм, концепция общества всеобщего благоденствия и т. д.

Чертами, присущими популизму как квази-идеологии, являются непосредственное участие народа в управлении государством («прямая демократия»), авторитетный лидер и вождизм; недоверие к государственным институтам; отождествление чиновников с коррупцией, поиски «козла отпущения», виновного во всех бедах; эгалитаризм как способ решения социальных и национальных проблем, антиинтеллектуализм и пр.

Нередко популизм сравнивают с демагогией.

В практике российских избирательных кампаний популизм чаще всего является частью манипулирования избирателями. Политик готов пообещать всё что угодно, лишь бы выиграть выборы и занять желаемый пост. При этом политик или кандидат хорошо отдают себе отчет, что обещания, любые коммуникации с избирателями - это одно, а политическая деятельность, работа в той или иной должности - совершенно иное. И даже если политик решает выполнить какие-то свои предвыборные обещания или начинает общяться с избирателями, то делает это свысока, снисходительно, относится к этому как к издержкам своего положения.

Расцвет популизма пришелся на вторую половину девяностых и начало нулевых. Избирательные кампании, проходившие в это время, можно назвать «гонкой обещаний»: кандидаты соревновались друг с другом в том, кто больше пообещает. И разработка креативной части избирательной кампании нередко сводилась к придумыванию «чего бы пообещать?». В настоящее время избирательные кампании, построенные на популистских обещаниях, активно вытесняются кампаниями, постоенных на приводе избирателей, подкупе и административном ресурсе.

Использование популизма в избирательных кампаниях обладает целым рядом недостатков.

Сверх-оправдание: с каждой избирательной кампанией надо обещать все больше и больше.

Стимулирование люмпенских настроений. По сути любой популистский кандидат как бы говорит своим избирателям: вам не надо ничего делать, проголосуйте за меня и я решу за вас все проблемы и обеспечу вас всем необходимым.

Отчуждение избирателей от политики. Хоть среди популистских обещаний регулярно звучат слова о «прямой демократии», на самом деле популизм отучает избирателей от участия в политической жизни, подменяя политику обещанием решить проблемы. Вместо обсуждения моделей развития, сложных моральных вопросов или дискуссии о системе ценностей - простые схемы и политические штампы.

Решение сиюминутных задач в ущерб долгосрочным. Поскольку популизм не ставит вопросов о модели развития, его политический горизонт ограничен решением сиюминутных вопросов. О том что будет послезавтра он не задумывается. Популизм не предлагает целостной картины мира, связной ситсемы ценностей или модели развития - именно поэтому он является квази-идеологией.

Образцы популистских плакатов. Регулярно возникала мода на определенные обещения: «Ввести 13-ую пенсию», «Увеличить бюджет в два раза!» и т. п.









избирательные кампании, популизм, избиратель, плакат, креатив, подкуп, словарь, кандидат, лидер, государство, выборы, закон

Previous post Next post
Up