Запись опубликована
Новая Идеология: как делают выборы в России. You can comment here or
there.
Сценарии выборов - инструмент анализа, прогнозирования и построения стратегии избирательной кампании. Сторонники генерических стратегий явно или не явно предполагают, что все выборы проходят по ограниченному набору сценариев, среди которых можно выделить следующие:
- Доминирование;
- Гонка за лидером;
- «Русская рулетка»;
- «Третья сила».
Выборы - это процесс, на ход которого влияют несколько сторон. Активные стороны - это кандидаты и их штабы. Пассивная сторона - это избиратели. Для того чтобы склонить изменение ситуации в свою сторону, необходимо представлять как эта ситуация будет развиваться.
Сценарий выборов как стратегический инструмент управления предвыборной кампанией - это представление о том, как будет развиваться ход событий в предвыборной борьбе. В общем случае сценарием можно назвать последовательность начальных условий и событий, приведшую к определенному исходу. Таким образом, структурными элементами сценария будут исходные условия, события, происшедшие во время реализации сценария и его исход, а также причинно-следственные связи и зависимости.
Исходные условия, а также часть событий можно назвать неконтролируемыми факторами сценария. Контролируемые факторы - это события, организуемые штабами и другими субъектами избирательного процесса. Контроль над событиями, а также над их контекстом и интерпретацией и определяет суть предвыборной борьбы. Этим занимаются коммуникационные дисциплины, такие как
предвыборные технологии, пиар.
Как уже выше отмечалось, в
стратегии предвыборной борьбы сценарии выполняют две функции - функции прогнозирования и планирования кампании. Понятно, что при этом используется типизация сценариев. При всем многообразии ситуаций, при всей специфике и неповторимости каждой избирательной кампании, мы считаем возможным выделить пять основных (базовых) сценариев выборов. Назовем их «доминирование», «гонка за лидером», «поединок», «третья сила» и «русская рулетка».