Предвыборный лохотрон

Apr 24, 2010 18:26


Запись опубликована Новая Идеология - сайт о том, как делают выборы в России. You can comment here or there.

Выборы в постсоветской России уже стали делом привычным. И столь же привычным, похоже, стал эпитет для выборов: «грязные». Складывается устойчивое впечатление, что и технологии, и пиар бывает только одного цвета - черного. Что же такое «грязные технологии» - неизбежное зло, или очередные гримасы «дикой» демократии? И что более важно - можно ли с ними бороться, или, если можно, то как?

Но для начала разберемся, что же скрывается за этим пугающим названием. Как правило, о «грязных технологиях» говорят, когда сталкиваются с одной из следующих ситуаций на выборах: использование административного ресурса, электоральные провокации, компрометация и дискредитация всех видов, подкуп избирателей, использование двойников, информационная блокада, шпионаж и фальсификация результатов выборов.
«А вы зачем подпись за кандидата поставили? В СИЗО захотели?» (использование административного ресурса)

Использование служебных машин и телефонов, агитация устами высокопоставленных лиц или запугивание начальством подчиненных - еще не самые страшные примеры использования административного ресурса. В руках исполнительной власти есть и более мощные «рычаги влияния». В Саратове была «обкатана» следующая методика: Подписные листы в поддержку оппозиционного кандидата, сданные в избирком, передавались якобы для проверки в областную администрацию, а оттуда - в правоохранительные органы. И по адресам, указанным в подписных листах шел, милиционер в форме и всем задавал вопрос: «А Вы почему здесь свою подпись поставили? Вы в тюрьму хотите сесть?» После чего испуганным избирателям давал подписать заранее размноженные на ксероксе заявления, о том, что они, мол, нигде свою подпись не ставили и, о кандидате слыхом не слыхивали. И не надо всех подписавшихся в поддержку кандидата «ломать». Достаточно, чтобы от своих слов отказался один из пяти-шести человек, и регистрацию кандидата можно отменять.
«Вы уже спите? Тогда мы звоним Вам!» (электоральные провокации)

Представьте себе: два часа ночи, вы уже приступили к просмотру очередной серии ночных сновидений - и тут, на самом интересном месте, вас будит неуместный и назойливый звонок. Вы со злостью поднимаете трубку, а в ней не очень приятный голос изрекает что-нибудь про программу кандидата и его биографию. А в ответ на справедливое замечание про два часа ночи отвечает: «Мужчина! Вас много, а я одна».

Впрочем, подобная ночная «агитация» - не единственный способ изменить отношение избирателей к кандидату-сопернику на негативное. Можно наклеить его листовки на двери квартир. Можно от имени кандидата предложить переименовать одну из улиц города в улицу «имени себя», да еще и собрать под эту акцию с жителей округа рублей по сто.
Улыбка кандидата стоимостью 30 тысяч долларов (компрометация и дискредитация соперников)

Компромат на соперников в России меряют не иначе, чем чемоданами. Покопаться в чужом «грязном белье» - это даже интереснее мексиканских «мыльных опер». Способов дискриминировать соперника множество. Арсенал мастеров «компромата» разнообразен. Есть здесь распускание слухов и сплетен, распространение «черных» листовок от чужого имени. Все, надеюсь, помнят еженедельную «баню» на первом общероссийском канале, которую устраивал Юрию Лужкову «телекиллер» Сергей Доренко. После фальсификации и административного ресурса, это самый «эффективный» метод борьбы с соперником, поскольку существует принцип несимметричности позитивных и негативных оценок: гораздо проще агитировать «против», чем «за». Как в пословице - «ложка дегтя способна испортить бочку меда».
Звягин, Звягин и Звягинцев (использование «двойников»)

Попробуйте угадать, кто из трех: Звягин, Звягин и Звягинцев - основной претендент на депутатский мандат, а кто - «подставные» кандидаты? У вас три попытки. А вот у избирателя всего одна. Понятно, на что рассчитывают политтехнологи-аферисты, затевающие игры с «двойниками». «Клонировать» можно не только кандидата, но и целое движение. В том же Петербурге была использована модификация этой методики, жертвой которой пала партия Григория Явлинского “ЯБЛОКО”, которая в Питере устойчиво занимала первые позиции. По данным социологических опросов, “ЯБЛОКО” являлось на тот момент фаворитом питерской предвыборной кампании. Его поддерживали 16% горожан, тогда как у ближайших преследователей - коммунистов - лишь 10%. «Двойником» «Яблока» стало движение одного из учредителей - Ю. Болдырева (вторая буква в аббревиатуре Яблоко).
Есть такая профессия - округ зачищать (информационная блокада)

Кандидат, может, нравится избирателям. Даже очень нравится. Но что с этого проку, если об этом сами избиратели не узнают. Цензура средств массовой информации - не единственный способ выстраивать барьеры между кандидатом и избирателями. Во время предвыборной гонки некоторые штабы нанимают целый штат «охотников» за агитпродукцией соперников. Эти «охотники» срывают наружную агитацию соперников, изымают из ящиков листовки и буклеты, перекупают тиражи соперников прямо на выходе из типографии. Все это они цинично называют «зачистка округа».
Два плюс два равно пять (фальсификации результатов выборов)

Велик, слишком велик, соблазн не тратить сил и ресурсов на агитацию, на разработку предвыборной программы, на тщательную работу с избирателем. Все это не надежно и рискованно. Чего, казалось бы, проще - «вбросить» в урну «правильно» заполненные бюллетени, переложить при подсчете голосов несколько бюллетеней из одной стопки в другую, испортить некоторое количество бюллетеней «за» соперника, проголосовать за «мертвых душ»…
Утром - деньги, вечером - «галочки» (подкуп избирателей)

Подкуп избирателей ложится на благодатную почву. Некоторые из избирателей уверены, что избирательный фонд - это деньги, которые кандидат буквально раздает избирателям. Часть руководителей учреждений социальной сферы чуть ли не шантажируют кандидатов: «если Вы нам не дадите, мы за Вас не проголосуем!» Есть еще более «отмороженные» методы - давать взятку избирателям под видом «договора на агитацию». Или заключать договоры, что в случае избрания кандидата избиратель получит все мыслимые и немыслимые блага.
«А казачок-то засланный» (штабной шпионаж)

Сбор информации о работе штаба соперника преследует несколько целей. Первая из них, конечно же, сбор информации. Знать на шаг вперед каждое действие соперника - значит, иметь в руках мощное оружие. «Засланные казачки» могут не просто собирать информацию, но и саботировать работу штаба. Вариантов же сбора масса. В штаб кандидата на пост иркутского Губернатора в один прекрасный день пришел пожарный инспектор, чем вызвал панику среди сотрудников. Но, всё осмотрев, всех успокоил, сказав, что все в порядке. Вот только надо расписаться в журнале, что сотрудники штаба прослушали инструкцию о противопожарной безопасности. Поставить подпись, паспортные данные, адрес места жительства. А что делать с этой информацией - уже другой вопрос.
«Клин клином вышибают»

Что предлагает сама власть для борьбы с «грязными» технологиями? Не так уж и много эффективных и действенных методов в руках государства. Главный из них - использование административного ресурса. Но может ли административный ресурс победить сам себя? Да и его использование никогда не бывает нейтральным, всегда оказывается «в чью-то пользу». Редко удается задействовать правоохранительные органы, поскольку многие нарушения они считают слишком «незначительными», да и пока правоохранительная машина «провернется», выборы уже пройдут. А надеяться на то, что можно будет договориться о джентльменских методах борьбы, - идеализм. Когда речь идет о том «чуть-чуть», что отделяет кандидата от депутатского кресла, редко кто может устоять от соблазна «преступить черту».

Вывод может быть один. Традиционные методы необходимо дополнять эффективными технологиями блокирования «грязных» методов предвыборной борьбы. Даже с фальсификациями можно бороться «технологично». Понятно, что четкая работа наблюдателей на избирательных участках значительно уменьшает вероятность фальсификаций. Но была в практике и такая технология. В один из самых ненадежных округов накануне дня голосования был организован визит человека из Кремля. Целью визита была наблюдение за соблюдением законодательства. Цель визита, да и сам визит максимально афишировались. Понятно, что избирательные комиссии решили не рисковать лишний раз.

Существуют и другие технологии противостояния «грязным» методам. Можно назвать и «несимметричный ответ», и «тефлонизацию» кандидата, и «замыливание» темы…

Полезным может оказаться и элементарное просвещение избирателей. Если человек будет понимать всю алхимию «грязных» технологий, будет понимать что и зачем делается, то и эффективность подобного рода методов будет снижаться. Предупрежден - значит вооружен. И выбор одного из кандидатов будет более осознанным.

избирательная кампания, партия, пиар, административный ресурс, власть, агитация, политтехнолог, черный пиар, pr, фальсификации, политтехнологии, избиратель, негатив, округ, подкуп, кандидат, технологии, выборы

Previous post Next post
Up