Вбросами не ограничиваются фальсификации на выборах, и вбросы являются лишь небольшой частью манипулирования политической жизнью. Но речь пойдет сегодня о них.
Вброс бюллетений возможен не на каждом избирательном участке - все же не все председатели и сотрудники участковых избирательных комиссий лишены совести или согласны пойти на уголовное преступление. Но там, где сотрудники УИКов идут на это, как правило удается вбросить до ста бюллетеней на одном участке. С учетом того, что в среднем на одном участке две тысячи избирателей, то при явке в 50 % вброс в пользу партийного списка или кандидата может дать ему дополнительно до 10 % рейтинга.
Без ведома председателя и секретаря участковой избирательной комиссии вброс не возможен: нужно где-то взять бланки бюллетеней, в которых поставить галочки в нужных местах, нужно править списки избирателей.
Самая сложная проблема - сделать так, чтобы число избирателей, отметившихся в списках избирателей совпадало с числом проголосовавших бюллетеней. Решается эта проблема несколькими способами. Можно вручную проставить данные избирателей в конце голосования. Эти данные могут остаться с предыдущих выборов. При этом надо еще «угадать», кто из избирателей придет на участки, а кто - нет, иначе может возникнуть ситуация, когда избиратель приходит на участок, а в списке он уже отмечен как проголосовавший. Опять же избежать такой коллизии поможет изучение списков с предыдущих выборов - если просмотреть такие списки, то можно выявить сто-сто пятьдесят избирателей, которые никогда не ходят на выборы, и их фамилии отметить в списках избирателей.
Вторая возможность, которая есть у УИКов - не допустить к спискам наблюдателей и членов комиссии с совещательным голосом, выдвинутыми оппозиционными списками и кандидатами. Нет допуска - нет возможности сверить списки проголосовавших и сопоставить их с числом проголосовавших бюллетеней. Но это уже «по беспределу», но не смотря на это, такие случаи тоже бывают.
Есть и третий вариант, когда нет необходимости сверять число проголосовавших бюллетеней с числом проголосовавших избирателей, отмеченных в списках - это голосование с помощью выездных урн. Дело в том, что лежачие больные и другие избиратели, не имеющие возможность добраться своим ходом до избирательного участка, могут проголосовать по месту жительства. Такой избиратель накануне или в день голосования подает заявление и к нему выезжает член комиссии с правом решающего голоса и наблюдатели с выездной урной. Избиратель же вноситься в список проголосовавших заочно, вместе с приехавшими членами комиссии.
Найти и взять заявление с такого избирателя не составляет труда, тем более для партии или кандидата от власти: достаточно обратиться в соцслужбы - у них такие списки есть. Другой вопрос - как организовать фальсификацию? Ведь вместе с членом комиссии сопровождать урну обычно выезжают наблюдатели. Но число наблюдателей, которые поехали с урной, ограничено, поскольку ездят обычно на легковой машине, где число посадочных мест ограничено.
Первая возможность избавиться от навязчивого внимания наблюдателя и произвести вброс бюллетеней - подкупить наблюдателя или наблюдателей, или же их запугать. Наблюдатель обычно работает за деньги, и поэтому если в приватной обстановке предложить ему тысяч пять рублей - то высока вероятность что наблюдатель или наблюдатели согласятся.
Есть и другой вариант. Если наблюдателей на участке немного, то можно организовать вброс бюллетеней в третью выездную урну, т. е. если все наблюдатели уехали с первыми двумя выездными урнами, то третью урну можно отправить в дорогу без наблюдателей и уже туда вбросить столько бюллетеней, сколько нужно. Хотя если вбрасывать больше тридцати бюллетеней в одну урну, то это выглядит подозрительно. Но подозрения - это не доказательства, которое может принять суд.
Допустим, вопрос со списком избирателей решен. Проблем с тем, чтобы выкрасть сотню бюллетеней из той пачки, которая есть на участке тоже не составляет труда - число бюллетеней контролируется либо до, либо после голосования. Во время голосования бюллетени не контролируется. Остался один вопрос - как в урну для голосования вбросить сфальсифицированные бюллетени? Ведь урны стоят посреди участка и за ним наблюдают несколько наблюдателей.
Есть несколько «беспредельных» способов вброса - допустим перед началом голосования. Положено перед открытием участка урны дать осмотреть наблюдателям и после этого их опечатать. Наиболее наглые избирательные комиссии могут вообще не пустить на процедуру опечатывания урн наблюдателей, а наблюдателей запустить на территорию участка с началом голосования. Если наблюдатели не достаточно юридически подкованы и настойчивы, то такой вариант вполне может пройти.
Второй вариант - отвлечь наблюдателей на какое-то время. Допустим, часть наблюдателей уехала с выездными урнами, оставшимся комиссия предлагает пообедать (мол, стол накрыт, давайте быстренько перекусим). Наблюдатели всё таки люди - и могут отвлечься, трудно сидеть и непрерывно смотреть на урны в течении двенадцати часов, хочется в туалет, размяться, поесть и т. п.
Возможны и другие отвлекающие трюки. Скажем, заходит на участок бомж или мамаша с ребенком, и они роняют урну. Сфальсифицированные бюллетени вбрасывают в тот момент, когда урну поднимают и устанавливают на место.
Можно сработать и тоньше. Вбросить пачку бюллетеней может избиратель, пришедший на участок проголосовать. Кто-то из избирательной комиссии перед входом в помещение для голосования передает такому избирателю пачку сфальсифицированных бюллетеней, избиратель на участке берет бюллетень для голосования, заходит в кабинку, складывает бюллетень попалам, вкладываем в него сложенные пополам сфальсифицированные бюллетени и уже пачку вбрасывает в урну для голосования. Риск в том, что наблюдатели могут заметить, что бюллетень выглядит слишком подозрительно, поэтому такому избирателю, состоящему в сговоре с избирательной комиссией, дают не большую пачку - бюллетеней десять.
Подводят итог, можно выделить три составляющие такого способа фальсификации итогов выборов, как вброс бюллетеней - это фальсификации записей о проголосовавших избирателях в списке избирателей, вброс бюллетеней в стационарные урны и вброс бюллетеней в выездные урны.