Стратагема «Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу» в рекламе и пиаре

Jan 20, 2011 12:37


Запись опубликована Новая Идеология: как делают выборы в России. You can comment here or there.

Стратагема «Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу» - четырнадцатая в сборнике военных хитростей, известном как «36 китайский стратагем». Ее трактовка не так очевидна, как трактовка стратагем «Бить палкой по траве, чтобы вспугнуть змею» или «Грабить во время пожара». Поэтому давайте остановимся подробней на истории ее возникновения.

Появление выражения «Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу» связано с одной легендой про чиновника, погрязшего во взятках и коррупции. Этот чиновник умирает, но накануне смерти он успел пообщаться с даосским монахом и после общения на него нашло просветление. Он осознал все свои грехи и злодеяния и решает искупить свою вину. За него вступается даосский монах. Но душа чиновника не может вернуться в мир живых, потому что жена уже сожгла труп. Монах похищает тело только что умершего сына мясника и хранитель царства мертвых вселяет душу чиновника в тело сына мясника и тот возвращается в мир живых, где становится праведником, искупляет все свои грехи и даже входит в сонм Бессметрных. Таким образом, похитив труп сына мясника монах спасает душу чиновника.

Стратагему надо понимать метафорически . Она говорит о том, как вернуть к жизни идею, традицию или какую-то другую старую вещь - ее надо немного подновить, сменить старый фасад на новый, подновить упаковку.
Стратагема «Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу» в маркетинге

Если внимательно присмотреться к тому же маркетингу, то мы увидим, что стратагема используется широко. Модельный ряд часто претерпевает лишь косметические изменения, идет небольшой рестайлинг, меняются формы кнопок, но сама платформа остается той же. Удачаня модель автомобиля может выпускаться на протяжении десятилетий, надо только регулярно подновлять фасад, менять форум фар или фальш-радиатора, учитывая модные тенденции.

Новинки и обновления выполняют роль троянского коня для старого. И не всегда это старое хорошее, доброе и т. п.

Есть примеры и более строго следования данной стратагеме - когда буквально береться модель, снятая с производства, но обладающая харизмой («душа»), и на ее основе с использованием простаивающих мощностей («труп») создается новая модель. Для примера можно вспомнить репликары «New Beetle», Fiat 500, Ford Mustang и другие.



Фольксваген «Нью Биттл» - пример использования стратагемы «Позаимствовать труп, чтобы вернуть душу». Для того, чтобы вдохнуть жизнь в душу классической и заслужевшей всенародную любовь модели создали ее реинкарнацию.

Другой пример использования стратагемы, когда старое содержание пытаются подновить с помощью обновленной упаковки, дают нам выборы в Государственную думу 2011 г. Для того, чтобы избавиться от клейма «Партии жуликов и воров» и всего негативного шлейфа, тянущегося за «Единой Россией», был создан «Общероссийский народный фронт», были объявлены праймериз для тех, кто должен войти в предвыборный список партии власти. При этом принципы формирования списка (административный фильтр, кабинетные согласования и пр.) остались неизменными. Причем ход был настолько удачен, что в списки ЕдРа потянулись и те, кто считался до этого оппозиционером. В Свердловской области это были Евгений Артюх (экс-Партия Пенисонеров и экс-КПРФ), Кирилл Форманчук («Медвед-01») и пр.



Общероссийский народный фронт - пример использования стратагемы «Позаимствовать труп, чтобы спасти душу» в политических технологиях. Чтобы избавиться от негативного шлейфа «Единой России» накануне выборов создается новая организация - ОНФ, и именно от ее имени формируется предвыборный список партии власти.

Иногда бывает и наоборот - для того, чтобы протолкнуть новую идеологию, политики заимствуют старую оболочку. Сегодняшняя идеология КПРФ имеет столько же общего с марксизмом или идеями Ленина, как мумия из мавзолея с живым человеком. За социалистической риторикой и про-ленинскими пассами кроется банальный популизм и попытка набить себе цену. Да и Сталин в тридцатых годах поступил вполне в русле этой стратагемы. Он украл труп Ульянова, труп перестал быть частным, родственники и ближайшее окружение было лишено права распоряжаться им, предать его земле, во имя старой как мир цели - борьбы за власть.

Можно найти еще множество примеров использования стратагемы в истории. К примеру, христианская церковь адаптировала старые языческие праздники под свои нужды, день бога солнца Митры 25 декабря был обяъвлен Рождеством, днем рождения христианского бога.

При желании стратагему можно найти в недавних событиях: для того, чтобы поднять свой рейтинг политики и партии используют горячие темы и свежие информационные поводы. Медведев начинает заигрывать с националистическим электоратом, эсэеры пиараться на смерти ребенка, погибшего под ледяной глыбой в Санкт-Петербурге и т. п. Вообще, ход достаточно распространенный для политического пиара и политтехнологий - для своего спасения (спасения «души»), политики используют чужие темы («воруют труп»). При этом в избирательных компаниях это могут быть не только информационные поводы и горячие темы в «повестке дня», но и просто чужие лозунги, листовки, вплоть до текстов.

Так что при всей неочивдности на первый взгляд этой стратагемы, по сути, прием в ней описанный широко распространен.
Другие стратагемы из сборника «36 китайских стратагем»
  1. Обмануть императора, чтобы он переплыл море
  2. Осадить Вэй, чтобы спасти Чжао
  3. Убить чужим ножом
  4. В покое ожидать утомленного врага
  5. Грабить во время пожара
  6. На востоке поднимать шум, на западе нападать
  7. Извлечь нечто из ничего
  8. Для вида чинить деревянные мостки, втайне выступить в Чэньцан
  9. Наблюдать за огнем с противоположного берега
  10. Скрывать за улыбкой кинжал
  11. Сливовое дерево засыхает вместо персикового
  12. Увести овцу легкой рукой

маркетинг, избирательная кампания, pr стратегия, стратагема

Previous post Next post
Up