Jun 24, 2009 12:15
Всё-таки не истребимо в русском человеке построить «каменную» экономику, большую, неповоротливую, вечную как египетские пирамиды. С каждым годом увеличивать дóбычу угля и плавку чугуна на душу населения. Экономика, в глазах русского человека, - это огромный завод, который со времен царя гороха льет сталь из мартена в ковш, искры летят, довольный металлург вытирает пот со лба - идиллия да и только. Мы не хотим меняться в зависимости от того, как меняется мир, не хотим сделать хоть что-нибудь по другому, потому что мир теперь другой. Нет, мы будем стоять на смерть в своем упорстве ничего не менять! Нам не нужна гибкая и адаптируемая к изменениям экономика, нам нужен такой мир, в котором бы ничего не менялось столетиями. Не удивительно, что в самом словосочетании «фирма-однодневка» непрекрыто выступает негативная оценка.
Но суть предпринимательской деятельности - в способности быстро адаптироваться, бросать начатое дело не доведя его до конца, способность переключаться с одного вида деятельности на другой. Как гласит китайская пословица: «гибкие и податливые - спутники жизни, твердые и несгибаемые - спутники смерти». В этом плане способность любой фирмы стать «однодневкой» - необходимое условие существования и выживания экономики.
Можно, конечно, еще порассуждать про «танатографию эроса», вспомнить Фрейда и два инстинкта - «стремление к жизни» (гибкость, способность быстро забывать и пр.) и «стремление к смерти» (возвращение к доорганическому состоянию, стабильность, неизменность), поговорить о том, что мы пытаемся все время выстроить «мертвое» общество и «мертвую» экономическую систему - но это уже совсем другая история.
стереотипы,
массовое сознание,
экономика