Вы мне не поверите, но есть киноманы за пределами ЖЖ. Они пишут книги о себе и об этой мучительной болезни, которая заставляет тебя смотреть дальше, смотреть больше и, что самое печальное, желать лучшего.
Джонатан, главный герой произведения Рошака, лучшего не желал и не искал. Он нашел одного режиссера и деструктивил, копаясь в исчезнувших пленках и забытых источниках вдохновения. Режиссера звали Макс Касл, и для нас он - некий калейдоскоп из немецкого кино 20-х глазами американца. Все бы хорошо, но он, как настоящий Тайлер Дердон, использовал в своем искусстве скрытые от глаза человеческого штуки, которые подло насиловали мозг и все слои пирога от Зигмунда Фрейда. Когда выяснилось, что за всем этим стоит загадочная катарская церковь, которая воспитала Касла и научила техникам зомбирования масс, у меня возник логичный вопрос - какого черта эта книга называется “Киномания”?
Почему роман о безумном увлечении кинокритика (кинокритик, который писал только об одном режиссере, - довольно странный кинокритик) скатился в Дэна Брауна, нам неизвестно, хотя обычно количество теорий заговора в тексте прямопропорционально корыстным мотивам автора. Но несколько приятных моментов в книге я отыскала.
Во-первых, не так много пишут о немецком кино 20-х прошлого века и еще меньше пишут о его печальной судьбе в Голливуде. Конечно, о нем уже давно написали, но мне хочется верить, что немое кино продолжает жить и влиять на нас, пусть и не так, как оно влияло на своих первых зрителей. Роман Рошака снабжен подробными комментариями, где можно найти ссылки на фильмы, режиссеров и труды историков кино.
Во-вторых, роман просто изнасилован именами и названиями. Приятно, чудовищно приятно, находить там старых знакомых. Правда, мне не совсем понятно, почему автор так и не вспомнил о Вине, особенно в том месте, когда он писал о “Das Cabinet des Dr Caligari”. Да и все эти фантазии на тему Касла привели к тому, что мир кино глазами Рошака - это не совсем тот мир, в который однажды вошли мы.
В-третьих, автор подробно описал всю клиническую картину киномании. Просмотры пленочных копий, просмотры крохотных, но очень важных фрагментов, - этот фетишизм понятен только тем, кто тратит дни и ночи на кинематограф. Мне даже стыдно, что в наши дни кино столь доступно. Все-таки фильм в кинотеатре ценится больше и воспринимается глубже, чем то, что ты не искал и получил на блюдечке. Хотя Рошак описывал клинику совсем не в том свете, в котором она видится мне. Эта чарующая привычка колупаться в старье ради самого процесса, наверное, понятна всем, кроме исследователей, хотя к последним Рошака тоже сложно отнести.
Читайте, делайте выводы и продолжайте смотреть, чтобы желать большего и лучшего.