Год: 2011
Жанр: драматическая и лирическая комедия
Режиссер: Вуди Аллен
В ролях: (о, Боги, внезапно) Оуэн Уилсон, Рэйчел Макадамс, Эдриен Броуди, Кэти Бэйтс, Марион Котийяр, Майкл Шин, Карла Бруни
“Это фильм о невероятных приключениях одинокого американца в дождливом Париже”, - именно так описал бы свой новый фильм Вуди Аллен, если бы ему довелось хотя бы раз пасть жертвой просмотра одного советского фильма. Пару раз он о совдепии, конечно, пошутил, но явно без “красного” кинематографического бэкграунда. Мистер Аллен все еще продолжает свою успешную, а теперь и финансово, стратегию съемок фильмов о знаменитых европейских городах и их атмосфере.
Так вот, друзья мои, в этом извержении кинематографических фантазий Аллен одновременно вознес и унизил все наши хипстерские идеалы. Запутавшийся в богатой жизни сценарист с Фицджеральдом и Эрнестом в иконостасе оказывается в Париже и превращает все свои сожаления о жизни в настоящем в дичайше романтическую сюрреалистичную авантюру из путешествий во времени. Каждую полночь он бросает свою заплывшую долларами невесту, бродит по парижским улочкам и оправляется в прошлое. Каждую ночь он плывет в проспиртованном море 20-х, полных ожиданиями пришествия Гэтсби и “Прощай, оружия”. Мы бедному сценаристу не сопереживаем, но завидуем, параллельно наслаждаясь скрипом старых пластинок в саундтреке и, конечно, догадываясь, что если в главной роли Оуэн Уилсон, то все закончится хорошо.
Как вы все уже знаете, фильм бесконечно атмосферный, и это прекрасно. Выбор актера на главную роль удивляет, но не разочаровывает. Уилсон парадоксально органичен, а Марион Котийяр мы и без него любим. Появление Дали (в лице Броуди) с великолепными тирадами о носорогах веселит даже тех людей, которые никогда не слышали о Сальвадоре. Кино снято и для случайных прохожих, и для снобов, и для настоящих художников, даже если это все одни и те же люди.
Совершенно неожиданно для меня, Аллен в этом фильме очень четко прописывает мораль. Не стоит гнаться за тем, что кажется нужным, только по причине того, что его у тебя нет в приложениях на смартфоне. Математические круги способны расходиться вечно, а на познание вечного у нас времени только до собственной смерти. Может, стоило написать еще парочку предложений, но мне кажется, что и концовка, и суть этого поста, и наставление Мономаха легко поместится в известное выражение с крыльями - memento mori.