Год: 1958
Страна: США
Слоган: «A Mystery Revised... A Master Remembered! (1996 Restored Film Premiere)»
Режиссер: Альфред Хичкок
В ролях:Джеймс Стюарт, Ким Новак, Барбара Бел Геддес, Tom Helmore, Генри Джонс,Рэймонд Бэйли
Начнем с того, что Хичкок это не просто кино с хорошей и качественной издевкой, это еще и атмосфера. Атмосфера старого доброго настоящего кино с интригами и сюжетными поворотами, которые смешны настолько, что хочется им верить.
Что я больше всего люблю у старины Хичкока, так это картинку. Каждый кадр настолько прописан и уравновешен, что даже кустарные декорации его не портят. Приятно было видеть традиционных блондинок и традиционную цветовую гамму. Ярко и свежо, собственно, как и сам фильм.
Очень понравилось изображение сна Скотти с добавкой мультипликации, думаю, в те времена это смотрелось еще эффектней. Вообще, фильм известен своими технологическими киноновинками - та же мультипликация, особый вид монтажа при преследовании, особый наклон камеры, чтобы показать головокружение, яркая цветовая гамма, чтобы взбудоражить зрителя еще больше и удержать его в атмосфере фильма.
Возможностей, конечно, тогда было не так много, как сейчас, но ощущение голокружения передано вполне правдоподобно. Не смотря на то, что сейчас это смотрится кустарно, именно эта технологическая простота приводит в ужас. Но сие может быть субъективным.
Сцене первого поцелуя Мэдэлин и Скотти на фоне моря я апплодировала. Этот бесконечно предсказуемый ход, с разбивающейся о камни волной, просто очарователен.
Очень удивила эта Ким Новак. Не то, чтобы я не любила хичкоковских холодных блондинок, но все-таки не всегда ожидаешь увидеть действительно хорошую актерскую работу. Ким, не смотря на то, что на протяжении всего фильма, на первый взгляд, ничем не отличалась - просто милая страдающая мордашка, более чем справилась с внутренней драмой главной героини. Роль, конечно, шикарная - сразу два человека и две харизмы в одном коктейле плюс любовные переживания и личностный конфликт.
Джеймс Стюарт тоже хорош, но я примерно этого и ожидала. И очень радует, что образ не такой пародийный, как другие хичкоквские гипермаскулинные персонажи.
Фильм, безусловно, эпохален. Современный Голливуд до сих пор передирает и, я так думаю, не перестанет передирать, потому что скопировать можно все - от лихо закрученного сюжета с приправой из психических расстройств и мистики до отдельных сцен. Теперь я поняла, откуда в 'Матрице' эта лестница, если, конечно, Вачевски смотрели 'Головокружение', а не сперли из 'Темного города', как говорят дотошные зрители и кинокритики.
"Основной инстинкт" Поля Верхувена считается самым главным потомком "Головокружения" Хичкока. Действительно, если прикинуть, то Верхувен взял не только жанр психологического триллера, но и стиль. Везде у него эти холодные блондинки и яркие мультяшные цвета. Собственно, я не против, Верхувен достойный подражатель.
Финальная сцена "Головокружения" даже слишком хороша, как для старого триллера - фигура монахини действительно пугает. Концовка трагическая и неожиданная, что к лучшему, - у Хичкока больше всего не люблю эти традицонные, пусть и стебные, хэппи энды.
Безусловно, в 'Головокружении' много штампов, но Хичкок является создателем большинства из них.
Мне не совсем понятно, почему фильм провалился в прокате и был признан только спустя несколько десятилетий. Даже искушенного современного зрителя он держит в напряжении все 2 часа.