О глубинном смысле правильности.

Jan 17, 2009 22:51


     "Правильность" происходит от корня "прав", то есть хранит в основе своей намёк на некую глобальную вселенскую Правду или Право.
     Что есть Право? Кто такой "правитель"?
     Древние вожди и цари пытались по-разному обосновывать своё "право" на власть, ссылаясь на связи с небом. Получается, "право" - то же самое, что и беатификация или канонизация? Покровительство высших сил?
     С "правдой" и того сложнее.
     Начать с того, что слово это имеет два значения. И если одно из них, связанное со справедливостью, нам знакомо и уже нами рассматривается, то второе - отражение объективной реальности - кажется лишённым связи с первым. Но так ли это было для древнего человека?
     Здесь трудно удержаться от приплетения старых суесловий насчёт Хаоса и Космоса, бессмысленного добожественного сумбура и осмысленного богоустроенного миропорядка. С этой точки зрения, "правда" - и есть пресловутый богоустроенный миропорядок в этическом и физическом смыслах.
     Имеет ли это для нас значение? Или, выражаясь иначе, должно ли это иметь для нас значение?
     Оба вопроса не тождественны.
     За первым вопросом стоит философский скептицизм, за вторым - требования повседневной практики. Чтобы убедиться в разности этих подходов, достаточно сказать, что философский скептицизм требует подвергать сомнению буквально всё существующее, включая связь прошлого и будущего, однако на практике любой скептик вынужден планировать наперёд свои действия - и изрядно удивился бы превращению унитаза в Ктулху. Вероятностный подход? Возможно, но на чём он базируется? Так или иначе любая вероятность субъективна.
     Что есть "правда" в наиболее общем значении?
     В наиболее общем - то есть в очищенном от конкретных религиозно-мировоззренческих атрибутов?
     Правда - это мир, каким он должен быть. Правда-как-истина - мир, каким он должен быть в настоящем. Правда-как-справедливость - мир, каким он должен быть в будущем по приложению наших усилий.
     Правда - то, что должно быть.
     Имеет ли смысл концепция "того, что должно быть"? С позиции философского скептицизма - нет. Но в социально-практическом плане она неоценима.
     Тут имеет смысл привести пару отрывков из описания игры Warhammer.

Доктрина Высшего Блага заключается в признании существования некоторого единственно верного положения вещей, наиболее благоприятного для всей Вселенной, и в том числе всех населяющих её живых существ, а также в постулировании того, что любое существо (по крайней мере - любой тау) обязано стремиться к этому положению всеми возможными способами.
     Твёрдое следование доктрине Высшего Блага позволило синекожим не только избежать взаимного уничтожения, но и построить одно из наиболее устойчивых и эффективных обществ в Галактике.
     Также следует заметить, что без концепции Того-Что-Должно-Быть не в состоянии обойтись ни одно разумное существо.
     По существу своему эта концепция экспансивна, стремясь завоевать максимальное жизненное пространство. И даже тот, кто демократично утверждает, что концепция "того, что должно быть" не имеет универсального выражения и должна быть сугубо индивидуальной, тем самым выражает свою собственную концепцию Того, Что Должно Быть - пытаясь навязать свой мультиверитализм* всему окружающему миру.
     Понятия "правильности" и "неправильности" неразрывно связаны с представлениями о Наилучшем Будущем Вселенной.
     _________________________
     * Дословно - "многоправдие".

психосоцио

Previous post Next post
Up