С паранойей о фэнтези.

Sep 18, 2008 07:25


     Я вам говорил, что я думаю о фэнтези как о жанре? Да наверняка говорил, причём даже не раз. Но вы могли и забыть об этом.
     Первоначально - много лет тому назад - моё отношение к фэнтези было преимущественно снисходительным. По крайней мере, мне теперь так кажется. Хотя в то же время я помню, как зачитывался похождениями Конана-варвара и создавал в собственном воображении фэнтезийные сюжеты, где главный герой попадает в хайборийский мир и создаёт там развитую империю с магической экономикой и удобствами для населения. Под условным названием "Азерот".
     В Warcraft я тогда не играл, но читал об этой игре.
     Впрочем, особого значения это не имеет. Магия тогда была для меня не более, чем заменителем техники, способом обеспечения сладкой жизни - без эдакого специфического "волшебного" флёра.
     Помню, как - ещё в раннем детстве - спорил с родителями, разъясняя, почему "Заповедник сказок" Булычёва не расценивается мною как вполне полноправная часть цикла об Алисе.
     Потому что там присутствуют вещи без логического объяснения.
     Волшебство.
     И помню, как отец в ответ пытался мягко возражать: "Но ты ведь не знаешь точно, как устроена та же шапка-невидимка. Может, у неё внутри тоже что-то есть, что заставляет её действовать по законам природы".
     Эту версию я на всякий случай занёс в список. Хотя и не имел ни малейшего представления о том, каким образом в Легендарную Эпоху могли создать столь компактную и эффектную технологию.
     Да и какая разница?
     Позже в моём отношении к фэнтези сыграли свою роль произведения юмористически-славянского жанра.
     Но принципиально и они ничего не изменили. Фэнтези осталось для меня утилитарным жанром, роль которого сводится единственно лишь к воздействию на читателя.
     Когда я сочиняю нечто в жанре научной или хотя бы не слишком антинаучной фантастики - я мечтаю и всецело отдаюсь Крыльям своей Мечты. Когда я сочиняю нечто в жанре фэнтези - я думаю о том, как бы мне развеселить или озадачить аудиторию.
     Так было долго.
     Через некоторое время, однако, я заметил, что жанр фэнтези чрезвычайно удобен для выражения эмоций и образов, о которых не слишком принято говорить вслух.
     Например, где, как не в фэнтези, человеческий взгляд может иметь реальную силу - причём независимо от того, идёт ли он напрямую или через систему зеркал и web-камер? Где, как не в фэнтези, можно похитить человеческую тень? Логика материального мира делает смешной даже постановку подобных вопросов, между тем "тень" и "взгляд" являются весьма значимыми символами нашего субъективного мира.
     Где, как не в фэнтези, может идти нефигуральное противоборство между силами Сумбура и Статиса, свободы и порядка?
     Где, как не в фэнтези, может существовать Нереальный Мир - и зачастую играть не меньшую роль, чем мир реальный? Здесь я вспоминаю мрачновато-торжественные произведения Петра Верещагина, также повлиявшие на моё отношение к фэнтези.
     Где, как не в фэнтези, индивидуум может превзойти систему в своём могуществе, сравнявшись им со Вселенной?
     Где, как не в фэнтези, воспоминаниями можно убить врага?
     Где?

Увлечённым апологетом фэнтези я так и не стал. Может быть, потому что мне противны штампы.
     Если научная фантастика на девяносто девять процентов - барахло, то к фэнтези это относится на девяносто девять целых и девять десятых процента. Большинство фэнтезийных произведений представляют собою самоповтор. Фэнтезийные миры однообразны и предсказуемы.
     Но бывают исключения.
     Нет, даже не исключения в прямом смысле слова. Бывают ситуации, когда предсказуемость и однообразие фэнтезийного мира становится оправданным и целесообразным.
     Когда новизна используемого объекта - будь то образ или идея - компенсирует замшелость окружающего фона.
     Собственно, разве в научной фантастике не то же самое?
     Действие научно-фантастического романа обычно происходит на более или менее предсказуемом фоне, будь то постъядерные руины, населённая Галактика космических опер или наш нынешний мир. И лишь используемый автором объект - будь то особая раса космических пришельцев или необычное техническое изобретение - вносит новизну в происходящее.
     В фэнтези выбор сцен меньше.
     Но суть та же.
     Хотя увлечённым апологетом фэнтези я так и не стал, но в последнее время стал существенно чаще читать произведения этого жанра. Случайно или намеренно? Трудно сказать.
     По всей вероятности, дело в том, что сейчас выпускают значительно больше фэнтезийных романов, чем образцов научной фантастики - не считая цинично-мордобойно-рукомашеских.
     И они попадаются мне на глаза чаще.

Чего я не мог не заметить в подобных произведениях, так это отчётливого антисайентистского настроя. Во многих произведениях продвигается призыв: "Долой технику, вернёмся к магии!"
     Поневоле вспоминаются утверждения представителей движения new-age. Утверждения о том, что человечество якобы вступает в Эру Водолея.
     И что духи стремятся установить с людьми всё более тесный контакт, одной из граней которого является магия.
     В самом деле, чем не теория?
     Для достижения полного инсайта можете прочесть мои рассказы "Конец недели" и "Второе имя магии". Если же не хотите тратить на них время или предпочитаете прочесть их позже, то я вкратце изложу здесь ход навеянных этими рассказами параноидальных измышлений.
     Очевидно, что мы вполне готовы к приходу магии на Землю.
     К этому нас подготовила технология. Да, да, та самая технология, которую все маститые фэнтезисты так ненавидят.
     Для обывателя телевизор - то же самое, что и магический артефакт. Никакой разницы. А если нет разницы, то зачем платить больше?
     Напрашивается мысль, что если бы взаправду существовала некая Сила, заинтересованная в экспорте магии на Землю, то бурный рост научно-технического прогресса был бы выгоден ей.
     Взгляните, как интересно получается.
     Человечество привыкает к видимости чудес - раз. Благодаря успехам науки ослабляется позиция антимагически настроенных религий - два.
     На Земле появляется ветвь литературы, сначала робко, а затем всё активней рекламирующая волшебство как замену техники. Это три.
     Когда будет "четыре"?
     Волшебство может прийти скрытно. Просто однажды на Вашем столе под видом новой научно-технической финтифлюшки появится магический артефакт. Или, может быть, это уже произошло? Вы можете поручиться, что установленный у Вас дома модем работает по законам природы?

фикционика, ящерики

Previous post Next post
Up