Будущее.
Каким оно будет? То есть, разумеется, если оно... будет.
Раньше я представлял себе его в виде набора казавшихся оригинальными концепций, каждая из которых у меня теперь - после более чем двухгодичного пребывания в Интернете - отзывается соответствующим всплеском ассоциаций. "Постмодернизм", "либертарианство", "новое мышление". Я представлял себе мир, где все молоды духом и где нет консерваторов - вернее, консерваторы есть, но даже от этого их консерватизма за версту веет революционностью. И вся эта система не разлетается вдребезги только лишь из-за глубинного солидаризма её участников.
Мир свободного предпринимательства, более ориентированного на реальное преумножение средств производства и удовлетворение человеческих нужд, чем на простое перекачивание денежных знаков из рук в руки с помощью обмана потребителей и беспощадной эксплуатации рабочих. Мир коммерческой науки. Мир всеобщего участия в политических и правоохранительных делах.
В полном соответствии с либертарианскими утопиями. О которых я тогда и не подозревал.
Вероятность этого сценария и тогда казалась мне крайне низкой - в силу определённых свойств человеческой природы, которые я по наивности своей классифицировал просто как "глупость". Достаточно заставить человечество взглянуть себе в лицо - и мир переменится. Так я думал. Нужно лишь сделать так, чтобы каждый начал мыслить, как я мыслил тогда. Как максималистически настроенный подросток.
Впрочем, к слову "максимализм" я не прибегал - да и теперь не люблю к нему прибегать. На мой взгляд, его используют в качестве аргумента тогда, когда уже совершенно нечего сказать по существу.
Как заставить мир взглянуть себе в лицо?
В одном моём незаконченном фантастическом произведении для этого был использован психокод. Правда, лишь один раз - и без применения особо диктаторских императивов. Спрятанный внутри 25-го кадра - и особым образом усиленный - приказ: "Анализируй это".
Насилие во благо?
Цель, средства оправдывающая?
Теперь я бы вряд ли смог применить психокод в отношении человечества. И не потому, что стал более гуманным, а потому что уже не верю в возможность спасти его при помощи одной удачной формулировки. Давать же через психокод произвольные приказы локального характера - "Возрождайте СССР", "Стройте Русскую Национальную Империю", "Возводите Православную Русь", "Выводите американские войска из Ирака", "Объединяйтесь во Всемирное Государство" - не хочу. Пусть этим занимаются те, кто видит разницу между вариантами.
Из всех современных идеологий, которые претендуют на роль сурвивальных, то есть спасительных по отношению к России или человечеству, лично мне наиболее симпатичен техницизм - в
трактовке Александра Лазаревича.
Но я не думаю, что его можно навязать - даже с помощью психокода.
Нестойкое внушение рано или поздно рассеялось бы - хотя бы в результате смены поколений. Человечество ещё не дозрело до серьёзного восприятия идеологии подобного стиля, да я и не уверен, что дозреет когда-нибудь. Советская идеология, вопреки утверждениям Александра Лазаревича, имела мало общего с техницистской - чтобы убедиться в этом, достаточно посмотреть побольше советских мультфильмов. Попытка избежать труда, пусть даже и с помощью технических приспособлений, жестоко осуждается в них.
Диссипация. Несмотря на то, что я вроде как бы цельный индивидуум, Диссипация проникла и в мой мозг тоже.