Оригинал взят у
aksik в
Собственный опыт - самоорганизация принципы самоорганизации у меня как-то слились с принципами другими. наверное, это и правильно, и тогда как раз все получается :)
один из очень важных принципов и жизни, и обучения, кстати, а заодно и хоумскулинга: нет плохих ресурсов. есть неумение пользоваться своими ресурсами. из этого и пойдем учиться самоорганизации: я люблю хвататься за много дел сразу, не люблю долго и нудно делать что-то одно кропотливое, люблю перескакивать и переключаться... Каждое качество необходимо рассматривать как возможности, а не помеху.
из всего этого "неорганизованного" выстроилась вполне продуктивная система:
1. сочетание труда умственного и физического. Давно поняла, что у женщины должны быть заняты и голова, и руки. Если что-нибудь из этого свободно - приходят всякие мрачные мысли вроде "как мне развестись с мужем" или "как мне развивать ребенка" ;). (поверьте, как человек, проводивший немало консультаций, могу подтвердить практическими примерами! особенно про развод). Так что найдите себе интеллектуальный труд и рукоделье! Агата Кристи писала, что все свои детективы придумывала во время мытья посуды ("потому что тогда приходят мысли об убийстве"). Мыть пол (посуду), развешивать белье или выполнять другую рутину для меня невозможно без "занятости головы". Физический труд ритмичен, а это очень стимулирует мозг, мысли строятся и оформляются :) потом в рабочее время садишься и пишешь готовенькое.
2. если не можешь изменить обстоятельства - измени свое отношение к ним. в деятельности с детьми это тоже верно. часто пишут:"я не могу сосредоточиться при шуме... мне нужно долго "раскачиваться", прежде чем я что-либо сделаю..." и тп. поскольку, как мы помним, выбор из двух: либо делать, либо не делать, то сначала определитесь. а потом важно понять, что раз вы живой человек, значит, можете развиваться и изменяться. развивайтесь!
3. принцип "козы". если вам кажется, что много дел и вы ничего не успеваете - придумайте себе ОЧЕНЬ большое и очень срочное дело :) тогда все остальные дела померкнут по сравнению с ним и очень быстро сделаются! (свежий пример: я все думала, что мне некогда мыть окна и мыла их редко. пока у нас жили три котенка, они ужасно пачкали лапами балконную дверь, я мыла ее каждый день!!! не перенося никуда другие дела).
4. браться за несколько дел сразу. десять проектов вести гораздо легче, чем один - поверьте! перестает висеть над тобой такой неприступной скалой, затмевающей все. Невозможно же одинаково заниматься всем на свете? поэтому по принципу естественного отбора находится своя степень важности и внимания каждому. еще помогает, что они все находятся на разной степени "сырости" и "готовности". (ну это не касается мелких бытовых дел - не доварить суп или не домыть пол никак все-таки).
5. принцип паузы. в умственном труде и творчестве в ситуациях, когда вы упорно делаете что-то, в самый разгар (где это возможно) возьмите "паузу", передышку. маленькая пауза помогает по-новому взглянуть на проект. в физическом труде и всякой рутины нужно позволять себе иногда не делать и полениться хотя бы немножко.
6. распределение всех дел относительно совместимости с детьми: что делать в их сон, что можно делать "фоном" рядом с ними, что делать вместе с ними, давая им посильное участие и параллельно убирая последствия.
7. распределить все дела по степени необходимости - это расстановка приоритетов. не дела на сегодняшний день, а вообще. (так в списке приоритетов у меня не стоит идеальный порядок и уборка :)). если дело не из разряда необходимых - оно должно быть интересно, оно должно захватывать. если оно так не делает с вами - вы должны задуматься о том, что жизнь у вас всего одна и нельзя ее транжирить на всякие пустяки. (Стив Джобс очень хорошо формулировал про то, чем стОит заниматься, мне нравится!). заниматься только тем, что вам нравится. а к делам необходимым изменить отношение и сделать их фоном для размышлений о том, что вам сильно нравится.
8. продуктивность. когда слишком мало времени для того, чтобы сидеть и работать, то нужно развивать именно это. нужно думать и делать "концентрированно".
9. долгосрочные планы. например, если я пишу план на сегодня - неделю, это меня тормозит. меня ошарашивает список "на сегодня" и я бегаю в запарке - ах, как бы успеть еще три пункта до дневного детского сна!!! я делаю наоборот: план на сегодня ношу в голове. тогда если я что-то не успеваю, то делаю вид, что не очень-то и хотелось. очень легко! вместо оставшихся невыполненных пунктов. план на неделю - у нас недельное расписание учебы (кружки дочки, это план "на выезд". то есть необходимое). план на месяц - что нужно сделать опять же необходимого, что я не могу подвинуть по времени исполнения (назначена встреча, занятие и т.п). но все, что касается меня лично и моей работы, я пишу в план на год (или даже без обозначения времени - проекты "На вообще"). и этот план на год вешаю себе перед носом, чтобы в него тыкаться каждый день. таким образом, когда укачиваю маленького (это долго и каждый день), у меня уйма времени проработать все эти идеи в голове. обычно из "годового" плана дела быстро перекочевывают в "недельные", потому что я быстренько разрабатываю идею до последней степени готовности.
10. не связывать себя временем. некоторым это непонятно, мне же неудобно обратное: "проверяйте электронную почту только час в день, а не урывками, это экономит время!" в моем случае наоборот. мне легче написать одно письмо, закрыть, открыть через полчаса. а в эти полчаса что-то сделать другое. степень необходимости выполнения дел ограничена только детскими снами (например, до дневного сна надо успеть сготовить обед). все остальное подвержено любым маневрам. точного времени по расписанию нет ни на что, кроме "занятий на выезде", когда нужно успеть на автобус, потому что он маневрам не подвержен :) дома все может меняться и двигаться.
подпункт - ставить нереальные планы. то есть, реально вы сможете сделать эту работу через месяц, задайте себе ее сделать через неделю (понарошку. не пишите это в ежедневник, просто держите в голове). это очень поможет найти способ не валять дурака, а пересмотреть собственные методы работы. а если не уложитесь в неделю - вас никто и не просил :) еще много впереди!
11. расслабляться, позволять себе "День лени", позволять не делать даже что-то важное (заказать пиццу вместо обеда просто так, вдруг), хоть несколько минут в день "поничегонеделать". еще я делаю "день без компьютера", очень помогает!
12.расписать все свои дела и занятия на "созидает" и "разрушает", и провести ревизию.
13. неравномерное распределение дел (по дням недели, по месяцам и временам года). человек - не робот, поэтому, как в комментариях к моему вопросу очень точно сказали о ритмах, нужно следить за ними: когда "навалилась" работоспособность, выжимать из этого периода максимум. лень и ничего не хочется - сокращаем дела до минимума для поддержания жизни.
14. Я не метаюсь между "своей жизнью" и "детским миром", мы живем органично вместе.
Желаю всем пересмотреть свои особенности и строить на них, исходя из возможностей :)
Posted via
LiveJournal app for iPad.