Оригинал взят у
rinam_style в
Русский музей. Здравствуй, Русь настоящая.Оригинал взят у
plasma_sofija в
Русский музей. Здравствуй, Русь настоящая.
Это не перуанские узоры. Юбка жительницы Тамбовской губернии из семьи однодворцев.
Привет американским индейцам от Сапожковского уезда Рязанской губернии.
Чёрная вышивка - это вышивка руками. Не машиной, не станком.
Каждая полосочка, каждая нитка уложена вручную, пришита мельчайшими стежками. Энергия от такой одежды прёт через стекло витрин.
Основным поводом приезда в Петербург именно сейчас стала необыкновенная выставка в Русском музее. Вообще этот музей никогда ни на какой одежде и костюмах не специализировался. Его дело - живопись и скульптура. А тут - национальный наряд.
Это знаковое и значимое событие - и для меня, и для общества.
Я буду говорить даже не о своих личных впечатлениях. С ними всё ясно.
Необычайно порадовала реакция посетителей. Я ходила на выставку два раза. Все они были потрясённые. Ну, если не все, то подавляющее большинство - точно. И совсем взрослые люди, и молоденькие девушки, и экскурсии младших школьников стояли у витрин, раскрыв рты.
Русский наряд, настоящий, не сценический, не лубочный. Во всей мощи магической архаичности, запредельной тайне и далёкости. Мифическом разнообразии традиций отдельных областей, уездов и даже сёл. Абсолютной неизвестности большинству.
Оказывается - всё это сегодня очень нужно. Я сужу не только по временной экспозиции в Русском музее. Когда была в музее этнографии, видела приведённых на экскурсии подростков. Даже мальчишки-балбесы, норовившие отвлечься и поржать у какого-нибудь стенда, в зале с обрядовой одеждой замолкали и слушали. Девочки с интересом смотрели на наряды далёких прабабушек.
И даже спрашивали - почему это тут вот так.
Сотрудница Русского музея, готовившая экспозицию, и на экскурсию к которой я случайнейшим образом попала, сказала - музей изумлён реакцией общественности. Не предполагали, что будет столько народу.
Насмотревшись на ювелирную отделку, изящнейшие узоры, тонкую вышивку по кисее и домотканое переплетение на века, идём с дочкой в торговый центр прикупить ей немножечко шмоток.
И этот кошмар кривых одноразовых китайских тряпок. Оказывается, шопинг способен вогнать в комплексы не только даму преклонного периода с оплывающими формами, но и 19-ти летнюю красавицу. «Мама, мне ничего не подходит!»
Пропасть между подходами к одежде, а всего-то каких-то сто, сто пятьдесят лет прошло.
У витрины с вязаными сапожками у одной из дам случился почти шок. Как это - связанные на спицах. Этого не может быть. Наверное, на станке! Так мелко. Невозможно спицами! Ей объясняют, что это очень тонкие спицы и тонкие нитки. А вон на тех вещах вообще вышивка - три стежка на миллиметр.
Узнала, что оказывается, только названия тканей были иностранными - аглицкие ситцы, восточные шелка. На самом деле, всё делалось в России - и парча, и бархат, и шелка для фаты. Изделия наших мануфактур успешно выдавались за французские. И никто не мог отличить.
Сначала переняли на Востоке узоры и выделку тканей для канаватных покрывал, без которых ни одна уважающая себя женщина не могла выйти из дома. А потом им же на экспорт эти ткани продавали.
Видимо, мы тихонько приходим в себя. Иначе откуда эти движения в обществе - бешенный интерес к своей традиции. В музее сказали, что будут ещё делать подобные экспозиции - у них в фондах есть платки, например.
Кому раньше это было нужно - какие-то русские старинные платки.
Снимать на временной экспозиции запрещается. Поэтому покажу сканы фото из каталога и с открытия экспозиции, когда снимать разрешали. Но всё это бесполезно.
Никакие фото практически ничего не передают. Кто в Петербурге - вы ещё сможете увидеть эти залы до конца майских праздников.
Полный вид наряда со второго фото.
Ах, Воронеж!
Михайловский уезд Рязанской губернии
Головной убор под название "тверской укрут".
Как он держался, доподлинно неизвестно. На манекене закрепли резинками. Вообще о многих деталях национальной одежды теперь никто ничего не знает - как носились, с чем комбинировались. Вот до чего мы дожили.
Как на самом деле выглядели жительницы Тверской губернии, известно только благодаря художнику Ф. Г. Солнцеву. Будучи вынужден задержаться в Торжке из-за эпидемии холеры, от нечего делать художник рисовал его жительниц в нарядах.
Фото Аграфены Ключниковой.
Видели ли вы когда-нибудь русский сарафан вот с такой глухой горловиной и проймой вроде современной американской? Спорю, что нет.
А это вот моя знакомая. Живёт в Петербурге, занимается традиционными ремёслами в этно-клубе "Параскева". И всё на ней сшито и вышито собственными руками. То есть это новый наряд, но точно такой, как тогда.
И подобно Ирине, теперь тысячи людей занимаются этим же.
Так что нет сомнения - просыпаемся. Здравствуй, забытая Родина.