22 апреля 2008 года в Софии в Red House gallery прошел перформанс Олега Мавромати "На последнем дыхании".
Олег Мавроматти поднялся по лестнице, ступеньки которой были утыканы гвоздями и иголками.
Поднимался он медленно, подолгу стоял на каждой ступеньке. Гвозди торчали вверх на несколько сантиметров, прорывая кожу и мясо художника до костей. Кровь из ступней стекала на пол.
Одновременно с этим истекающий кровью художник читал зрителями лекцию о метафизике боли, анализируя непредсказуемость собственного тела.
Он также рассказывал о художественных мифах 1960-х годов и своем восприятии искусства прошлого. Дело в том, что перфоманс был посвящен французской художнице Гине Пане и ее знаменитой перф-мистификации "Non-anaesthetized escalade"(1971), в свою очередь посвященной войне во Вьетнаме.
Перфоманс Пане заключался в том, что она взбиралась по лестнице, якобы утыканной лезвиями. В действительности же это была лишь постановка, спектакль, искусственная фотосессия: лезвия были декорацией и убирались из-под ног художницы, которая непринужденно позировала перед фотокамерами.
Олег Мавроматти полил этот перофрманс настоящей кровью. А так как лезвия ломались под ногами художника, то вместо лезвий он использовал гвозди и иглы. Таким образом, Мавроматти пытается демифологизировать арт-мифы о радикалах 1960-70-х годов (Gina Pane, Kris Burden и др.).
Мавромати демонстративно повторяет перформансы той эпохи, проявляя их новые смыслы. "Впрочем, - говорит Олег, - я не считаю тех радикалов плохими художниками. Напротив, они меня вдохновляют своими мифами".
Наверху лестницы окровавленный художник задул свечу.
Куратор проекта Boryana Rossa
Журнал Олега Мавроматти:
http://ultrafuturo.livejournal.com/