Перформанс "Не верю! Нет причин для оптимизма!" был осуществлен год назад, 28 января 2007 года, на открытии выставки «Верю. Проект художественного оптимизма», которая проходила в рамках 2-ой Московской международной биеннале.
Придя на выставку "Верю", главный медиа-художник группы Война был весьма удивлен, прочитав в пресс-релизе, что художественное сообщество и зрители должны «стремиться к просветлению и примирению с реальностью» и что именно это «должно определить художественные ориентиры в современном искусстве на 10-15 лет вперед». Мы все хорошо знаем, какая у нас в России «реальность». И именно с ней кураторы выставки и предлагают нам «примириться, просветлившись» и маршировать в этом направлении ближайшие 15 лет.
Перформанс «Не верю!» родился спонтанно как протест против конформизма художественного сообщества и его попыток угодить власти и бизнесу. А. Плуцер-Сарно оккупировал одно из пустых помещений Винзавода, разделся и просидел два часа молча, не шевелясь и не моргая на грязном унитазе. Температура была плюс 5. Одним из случайных зрителей акции оказался Дима Лыков, фотокорреспондент "Эксперта".
Плуцер-Сарно изображал этой живой инсталляцией не того, «кто верит», а тот, «в кого верят», объект веры. А объектом веры сегодня может быть что угодно. Художник стал действительно, как написал в пресс-релизе Олег Кулик, "стремится к просветлению и примирению с реальностью», как сказано в пресс-релизе «совершил попытку отвлечься от суеты повседневности и заглянуть вглубь себя - увидеть то свое, во что он верит, найти свою душу». В частности, пытался примириться с этой выставкой и с самим собой.
"В самом деле, - размышлял акционист, - все ведь действительно хотят во что-то верить. В данном случае в искусство. А сегодняшнее искусство аполитично-мракобесное и коноформистки-коррумпрированное". Но тут вокруг художника стала собралось толпа, которая отвлекла его от "просветления". Зрители разглядывали новый «объект» с немеркнущим любопытством, будучи уверены, что это и есть один из экспонатов выставки, то есть то самое, во что нужно «верить».
Нужно понимать, что сегодня в стране работает 400 тысяч профессиональных гадалок, белых магов, астрологов, предсказателей и прочих представителей экзотических культов. Математика простая. У каждого не меньше 100 клиентов в год, иначе бы они умерли с голоду. Стало быть, примерно половина населения страны верит во всякую жуткую языческую чушь и сплевывает, когда черная кошка перебегает дорогу. Мракобесие достигло немыслимых масштабов. Предсказания и всевозможные асторолого-магические прогнозы публикуются в центральной прессе.
А ведь куратор выставки Олег Кулик действительно призывал, по сути, в погружению в «Веру»: «Именно многоликий язык современного искусства позволяет художникам в полной мере поделиться личностным восприятием мира, сказав «ВЕРЮ». При этом уже в пресс-релизе речь идет о каких-то восточных культах. Эта идея Веры родилась, как там написано, «во время путешествий Олега Кулика по странам Ближнего и Дальнего Востока и странам Латинской Америки». Так что в плане веры нет уверенности, что зазывают зазывают в монотеистическое светлое будущее. Все эти языческие культы и магия не кажутся перспективными в плане "просветления" России.
И все вышеперечисленное (просветление, вера, полный отказ от критицизма) нам предлагается в качестве «публичной исповеди художника». В пресс-релизе от первого лица «утверждается простая истина: ...живу - значит ВЕРЮ»! Но во что?
Так художник группы Война сидел, размышлял, но душа его не обрела покоя. Потому что в интеллектуальном сообществе призыв к «примирению с рельностью», основанный на отказе от «критичности» и «негатива» во взгляде художника на реальность, ничего кроме раскола, взаимного напряжения и всеобщего помрачения вызвать не может. Тем более в сегодняшней непростой политической ситуации.
Между тем народ постепенно прибывал. Некоторые зрители явно воспринимали происходящее не как арт-событие, а как объект «веры». Кто-то ахнул, кто-то запричитал, а одна девушка заплакала. Художники криво ухмылялись.
Но, с другой стороны, ведь даже политический язык стал у нас совершенно сказочным, мифологическим. И в общем было понятно, что стройными рядами в светлое будущее нас поведут власть предержащие, те самые, которые параллельно не забывают быть и «финансы придерживающими». И тут нужно сообразить, что выставка прошла в рамках 2-ой Московской международной биеннале, финансируемой Минкультом и целым рядом спонсоров. Так что речь идет именно о благосклонности тех самых "власть и деньги предержащих". Но ведь современное российское искусство - не идеологический отдел администрации.
В самой выставке приняло участие не менее трех десятков замечательных российских художников: Юра Альберт, Сергей Африка, Сергей Братков, Анна Броше, Дима Булныгин, Таня Арзамасова, Лев Евзович, Женя Святский, Сережа Ануфриев, Илья Фальковский, Саша Шабуров, Слава Мизин, Дима Гутов, Володя Дубоссарский, Саша Виноградов, Вадим Захаров, Ира Корина, Валера Кошляков, Жора Литичевский, Борис Михайлов, Андрей Монастырский, Толя Осмоловский, Дмитрий Александрович Пригов, Жора Пузенков, Семен Файбисович, Леша Шульгин и другие.
Но социально-идеологический контекст, в который погрузили выставку авторы пресс-релиза, организаторы и кураторы, представляется неприемлемым. Вертикали власти, СМИ и бизнеса построены, теперь строится вертикаль российского арта. Главным галеристом будет Зураб, главным художником - Олег, а главным куратором - Ося, ориентация которого после печально знаменитого доноса в Минкульт, стала более чем двусмысленной.