Отрыл прошлогоднее интервью сайту
http://www.advertology.ru/, данное по случаю открытия выставки моего Музея объявлений в галерее Спайдер энд Маус, прозванной в народе галеереей "Ссаные коты".
Музей объявлений можно смотреть здесь:
http://plucer.livejournal.com/tag/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0%B9+%D0%BE%D0%B1%D1%8A%D1%8F%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B9Интервью подготовила Юлия Квасок. 22.02.2008.
На фото - экпозиция моего Музея объявлений в галерее Спайдер энд Маус. Слева - я, справа - Мила Бредихина, на заднем плане - Игорь Иогансон.
Уличные объявления эпохи перестройки, кажется, никому, кроме художников, не нужны... Но Москва слезам не верит и тычет в нос неподдельным документом - живым, корявым и смачным уличным копирайтом, где участливое «не находили ли вы где-нибудь небольшую куколку?» и убойное «увижу, кто гадит, буду стрелять!» «стимулируют» так, как не снилось ни одному клиентоориентированному бренду.
- Алексей, сколько лет вы собирали коллекцию?
- Я начал активно собирать объявления в 1986 году и закончил в 2007-ом, когда в Лондоне вышел альбом моего «Музея объявлений». До этого он уже выставлялся в Новом манеже, на Красноярском биеннале и в Музее современного искусства на Петровке. Выставка в галерее «Спайдер-Маус» - самая полная и последняя.
- Как отбирался материал? Что вошло в анналы - самое парадоксальное или самое репрезентативное с точки зрения того, чем конкретно жил тот, уже далекий человек?
- Я срывал все объявления подряд, без отбора и вкусовщины. В том числе и совершенно на тот момент скучные и неинтересные. Я был уверен, что нужна временная дистанция с объектом, чтобы он приобрел налет времени, артистичность, что ли, превратился из мусора в Арт! Где таится интересный трэш - выяснится только после полной ликвидации исторического процесcа. В 1994 году объявление «Жертвы МММ! Срочно звоните! Реальный шанс взыскания денег!» звучало неинтересно и обыденно, но сегодня, спустя 15 лет в этом объекте проглянуло лицо эпохи. Конечно, для моей книги «Notes from Russia» («Музей объявлений») лондонский издатель по понятным причинам отобрал наиболее захватывающие тексты или наиболее красочные.
- Выставка приурочена к выходу альбома, верно? Но почему альбом издан за границей?
- В России это никому не интересно (я 10 лет искал издателя в России и не нашел). Я и на первый том моего Словаря русского мата более 10 лет искал издателя, а на «Энциклопедию русского трехэтажного мата» до сих пор ищу. «Музей объявлений» выходит в Лондоне. На английском, конечно.
- А отчего вы не включили в экспозицию такой материал, как транспаранты и лозунги? 90-е - эпоха тотальных демонстраций. Тут вам и лицо, и система, и мифы, и фольклор!
- Интересно, как вы отнимете у неуравновешенной толпы российских граждан их транспаранты? Вы это как себе представляете? Чтоб я выглядел как убегающий Паниковский с гусем? И несся с транспарантом «Забил заряд я в тушку Пуго»? Недалеко бы я убежал.
- Помнится, Лев Рубинштейн взял русско-советские клише и составил каталог. Чтение таких карточек выводило зрителя на почти восточную философию. А что для Вас - носитель текста? Ушлепанная объявлениями стена или спина?
- Как известно, настоящая поэзия, искусство всегда растет из сора, мусора, трэша. Я думаю, что наиболее интересными носителями, то есть материалом для арта являются видео, фото и само тело художника, например, в рамках перформанса. В этом смысле наиболее интересные вещи делают такие мастера как Кулик, AES, Ковылина, Синие Носы, Гарик Виноградов, Мавроматти, Бреннер, Захаров, Монастырский, очень много для русского перформанса сделал Дмитрий Александрович Пригов.
- Значит, улица для Вас, как для Маяковского - «рана сквозная» - артерия, часть городского тела? Носитель сообщения должен быть максимально естественен, это гарант непредвзятости и актуальности сообщения?
- Да, именно так.
- Арт-проект называется «Музей объявлений». Что вы вложили в слово «музей»?
- «Музей» - это, прежде всего, арт-пространство. В нем нет места бытовым рассуждениям, вкусовщине, субъективизму. Зато есть простор художественным интерпретациям. Выставляются и оригиналы, и ксерокопии, и фото с увеличением в 1000 раз на глянцевой бумаге, и воспроизведение на холсте маслом размером 2 на 2 метра. Это уже не улица, а студия, макет, арт. Мы с куратором Женей Уманским решили оборвать края объявлений.
- Для «Спайдер-Мауса» я распечатал более 500 объяв форматом А3 в цвете и более 100 форматом А4. Окончательное художественное решение еще не принято, может быть разбросаем экспонаты по полу, а стены оставим пустыми и разрешим зрителями подбирать их и уносить с собой.
- Значит, ваш «музей» отнюдь не музеен в обычном понимании?
- Конечно, для меня главное - художественная инсталляция. Ее этнографическое наполнение присутствует, но оно вторично. И проект, замечу, закончен.
- Тогда вернемся к образу. Место «системы» и «мифа» - столь милых сердцу андеграунда, теперь заняли бренды. Людям наплевать на режим - стабильность берет свое. На авансцене сегодня не гражданин, а потребитель - активный и неуправляемый. Многие из народных чаяний, высказанных в Ваших объявлениях, реализовалось (например, длинноволосые «вахтанги» вовсю поют на «фабрике звезд», а «качки» обзавелись «телками» и создали на Рублевке семейные ячейки. Многое перешло в виртуальную среду формирования лояльности, и место душевного порыва занял креатив. Под народную простоту стилизуется реклама, модерируются блоги, наивничает спам. Хотя и здесь не обходится без настоящих казусов. Имеет ли шанс попасть в Ваш музей эта новая реальность?
- В моем «Музее» много рекламных объявлений, но это объявления преимущественно 1990-х годов. От современных объявлений их отличает искренность месседжа. Массовая реклама стала слишком фальшивой. Когда я случайно ее слышу, то тут же принимаю решение никогда в жизни не покупать этот товар. В выборе я доверяю только экспертам.
- То есть, хорошей рекламы не бывает?
- У рекламы, как и у телевизора, который я никогда не смотрю, задача одна - продвигать фуфло. Уникальный же товар сам себя рекламирует. Продвигать нужно автомобиль Лада, Ламборджини в билбордах не нуждается. Он сам - билборд, когда вы видите его на улице.
- Что ж, против Ламборджини и крика души возразить нечего. Ваш проект хоть как-то окупился?
- Мой «музей объявлений» - одни сплошные убытки.
- Чего вы ждете от читателя-зрителя? Какой преподаете урок?
- Уличные самодельные народные объявления - это некая достоверная призма, через которую можно взглянуть на нашу жизнь, чтобы хоть что-то понять. Наша эпоха лишь кажется нам простой и понятно, на самом деле это одна из самых сложных и непроницаемых для рефлексии исторических эпох. Все сегодняшние оценки, в том числе и социально-политические - чушь собачья. В Музей объявлений - народные реалии, с ними не поспоришь.
- Ваш опыт уникален, или кто-то уже собирал объявления?
- Многие собирали. Небольшая подборка интересных объяв о публичных домах Екатеринбурга была у Саши Шабурова, но он ее потерял. Есть великолепный проект у Ильи Кабакова. Но у меня именно Музей.
- Сколько бы мы не жили, есть понятие психологического возраста, характера, проще говоря. Ведь именно о нашем сокровенном - ваш арт-проект. А хочется вам что-нибудь самому написать на заборе, на бумажке, на табличке - в духе вашего Музея? За подписью: «обращаться в Россию»?
- Мое объявление? Примерно так, как в анекдоте: Сидит старик, подрабатывает переписыванием объявлений, пишет: «Продам щенка, палевого, с белыми ушами, черным пятном на жопе, помесь болонки с сенбернаром, 3 месяца, сука..., блядь, заебался жить в этой стране!»