Д. А. Пригов: «Трепанация черепа плюшевого Мишки - метафора операций окультуривания нашeго времени!»

Sep 21, 2009 12:34

Дмитрий Александрович Пригов с Медвежонком:


«Наиболее читаемой драматургия взаимоотношения природного и культурного предстала во времена аристократического правления и, соответственно, властвовавшей тогда аристократической культуры. И не только даже в виде процветавшей куртуазности, но и, что является предметом нашего нынешнего внимания, в доминирующих и престижных способах артикуляции этой драматургии в образцах прекрасной поэзии, музыки, прозы, картин. В определенном модусе рассмотрения эта драматургия выстраивалась в виде структуры природа - народ - культура (аристократия), где народ, занимая промежуточную позицию, с одной стороны, отгораживая аристократию от ужасов прямой нередуцированной природы, в то же самое время представлял пред ее лицом как бы целиком природу, которую можно было и надлежало полностью окультурить. И, несомненно, в пределах русской культуры в наибольшей чистоте и даже, можно сказать, в некоторой прямолинейной простоте эта культурная стратегия нашла свое отражения в сочинениях Ивана Сергеевича Тургенева. В его знаменитых, прямо-таки знаково-геральдических образах-идеалах "тургеневских девушек", в их окультуривающей страсти почти преодолевающих половые (но не гендерные) различия. В наше время эголитаризма и массовой культуры вся сумма народа и народов сдвинулась как бы в сторону "культуры", отрядив роль промежуточного звена огромному миру второй, нараборанной, человеческой природы. И основную презентативную роль в этом играют всякого рода антропоморфизированные игрушки и безделушки - вместилища нереализованной человеческой любви и страсти общения не с прямой, а препарированной природой. Вспомним хотя бы конструкцию Даниила Андреева, где в его распределенных и стратифицированных по степени просветленности мирах, в одном из них, достаточно высоком и престижном, человек после смерти встречается наравных с игрушками и литературными героями, в которых наиболее инвестированы человеческие чувства и энергия идентификации с этими субстратами природы. И, естественно, традиционно наиболее презентативным в данной роли предстает плюшевый Мишка, Teddy Bear».

Дмитрий Александрович Пригов, 2004 г.

"Ебись за Медвежонка, Искусство и власть, Перформансы, Пригов Д. А.

Previous post Next post
Up