Скандал вокруг премии Кандинского. Мнение Юры Альберта и Андрея Ерофеева

Dec 14, 2008 17:41

Юра Альберт:

"Я не склонен к теории заговора и не верю во всеобщую коррумпированность, но я тоже не могу понять, как профессионалы могли добровольно проголосовать за эти невнятные картинки, больше всего похожие на первомайские плакаты брежневского времени. Другое дело, что возмущаться и кричать «Позор!» поздно - если участвуешь в таком конкурсе, надо быть готовым и к тому, что проиграешь фашисту. А то получается, что если бы случайно победил, например, Гутов, то это значило бы, что наша буржуазия привержена правильным прогрессивным идеалам, а про Беляева можно спокойно забыть? И работы Гутова в ранге победителей могли бы спокойно висеть рядом с беляевскими в Лондоне или где-то еще?

Группа «Что делать» в своем заявлении обвиняет в создавшемся положении неолибералов. Дай нам бог дожить до того времени, когда в России будет актуальным неолиберализм и его последствия! Пока что мы из неофеодализма никак выбраться не можем.

Мне кажется, дело не столько в злых буржуях, сколько в нас самих, в атрофировавшемся у нас чувстве брезгливости. Никто не побрезговал выставляться рядом с фашистом, пока дело не дошло до награждения. Лауреат прошлого года не брезговал заниматься предвыборным черным пиаром (правда, он говорит, что делал это не по любви, а за деньги), Марат Гельман не брезговал работать на Рогозина и предоставлять площадку поэту-организатору «русского марша» Крылову и фашисту Лимонову. И мы ничего, даже не обсуждали это. Мы спокойно относились ко всему, что нес Тимур Новиков - а чем он лучше Беляева? Всеобщий приятель и нежный акварелист Володя Сальников публично объявляет себя сталинистом и обсуждает в своем ЖЖ состав арийской крови - мы (и я тоже) предпочитаем этого не замечать и подаем ему руку - как же, старый приятель, неудобно как-то. Мне, например, проще не подавать руки Беляеву - я с ним не знаком. Я думаю, такая буря негодования связана еще и с тем, что Беляев - не наш, с ним проще быть принципиальным.

И не в «антисемите» Кандинском тут дело. Неужели премия имени Родченко был бы лучше и с нею были бы связаны другие идеалы? Эстетика Беляева как раз ближе к Родченко и Рифеншталь, тут деление на левых и правых плохо подходит. Просто мы привыкли, что Родченко - наш, хороший, несмотря на фотографии с Беломорканала, а Рифеншталь - нет, хотя она оптимистических репортажей из Освенцима все-таки не снимала.

Я это к тому, что позиции нового правящего класса у нас, конечно, не очень прогрессивные, но мы-то должны отвечать в первую очередь за свою собственную позицию. Недавно Дима Гутов сделал работу «Смотри на буржуазию глазами Ленина». Известно, как Ленин смотрел на буржуазию - примерно как Гитлер на евреев - и поступал соответственно, недаром надпись «Труд делает свободным» (Arbeit macht frei) появилась впервые не на воротах Освенцима, а на воротах Соловков в начале 20-х. Представляете, что было бы, если бы какой-нибудь художник написал на холсте: «Смотри на евреев глазами Гитлера»?

Мнение члена жюри Андрея Ерофеева:

«Сам Кандинский очень пострадал от нацистов, как известно. И от коммунистов - его выгнали отсюда, и от нацистов пострадал - бежал в Париж. И человечески, и художественно представлял совершенно противоположные взгляды и позиции. Ни в коем случае никогда Кандинский не поддерживал никакие формы вот такого тоталитарного что ли стиля. Поэтому очень странно, что художник, исповедующий реально взгляды, близкие в какой-то мере фашизму… В чем они близки? Прежде всего в заявленном стремлении отнять независимость у недавно получивших ее бывших советских республик и вернуть так называемые «утраченные территории». Не миром, так войной. Призывы к агрессивному реваншистскому милитаризму, которые произносят на разных сайтах молодчиками со свастикой на рукаве или чем-то подобным, на фоне картина Алексея Беляева. На фоне Кандинского они не будут произносить такие призывы, а вот на фоне Беляева они произносят. Сам Беляев достаточно ангажирован, сам он участвует в политических выступлениях, съездах, рисует плакаты такого типа, например: "Севастополь - русский город", то есть плакаты, призывающие к захвату и возвращению этих земель».

На выставке работ, которые были номинированы на премию, были более нейтральные его вещи, именно «Братья и сестры» и «Родина-дочь». <...> «Ну, они тоже вполне соответствуют, одна картина показывает массу просто, неразличимую массу такую, как бы магму. А вторая показывает вождя или там, я не знаю, эмблему государства, снятую в перспективе, снизу. Вот здесь - вожди, а вот здесь - масса».

Левое искусство, Премия Кандинского, Андрей Ерофеев, Дима Гутов, Толя Осмоловский, Юра Альберт

Previous post Next post
Up