35. ГОЛОСА
Накануне акции А. Монастырский и С. Ромашко записали на магнитофон свой разговор (45 минут), касающийся осуществленной в прошлом году акции "Описание действия" и предстоящей акции "Голоса", где должна была быть использована запись этого разговора (см. "Текст диалога"). В процессе акции, которая происходила в помещении (квартира А.М.), С.Р. и А.М. надели наушники и, слушая записанный накануне разговор, одновременно воспроизводили его голосами для зрителей. Причем С.Р. повторял с кассеты реплики и тексты А.М., а А.М., в свою очередь, повторял реплики и тексты С.Р.
Одновременно с воспроизведением живыми голосами разговора, через динамик была пущена фонограмма репортажа И. Кабакова, сделанная им во время акции "Описание действия". После того, как воспроизведение разговора было закончено, наушники сняты и фонограмма, шедшая на динамик, выключена А.Монастырским был зачитан подготовленный заранее к акции "Голоса" текст (см. текст "С колесом в голове").
Визуальный ряд акции "Голоса" состоял из вынесенной за балконную дверь (стекло) черной коробки с торчащими из нее тремя включенными фонарями, направленными с балкона в комнату, и куска черного резинового кабеля, протянутого по полу из ванны в форточку к коробке с фонарями (но не по центру комнаты, а сбоку, так, что он был мало заметен).
Москва
4 января 1985 г.
40. ВОРОТ
К вращающейся трубе металлического ворота, врытого в землю на опушке леса, были привязаны шесть лесок. Другие концы лесок, протянутые от ворота веером через поле (сами лески свободно лежали на земле) были привязаны на разной высоте к деревьям на противоположной стороне поля. Длина лесок составляла от 400 до 700 метров. После того, как группе зрителей, собравшейся у ворота, были розданы партитуры предстоящего события (см. ниже), Н.Панитков начал вращать ворот, наматывая лески на трубу и записывая звук вращения ворота на магнитофон. Лески постепенно наматывались на трубу, натягивались и лопались. Последняя леска лопнула спустя час после начала вращения ворота. Действие началось при обычной осенней погоде, которая, однако, быстро менялась: пошел крупный снег, затем поднялся ветер и начался сильный снегопад. К середине действия все поле было покрыто густым туманом, небо потемнело. К концу действия снегопад прекратился, туман рассеялся, выглянуло солнце. Все поле было покрыто снегом. Таким образом метеорологическая сторона акции соответствовала партитуре "Ворота" (взаимодействие сил ян-инь, неба-земли, тьмы-света).
Во время действия лески рвались в последовательности, которая составила следующее чередование гексаграмм: сначала разорвалась четвертая леска- на поле возникла гексаграмма Сяо-Гу ("воспитание малым"), затем- вторая (гексаграмма Цзя-Жень, "домашние"), первая (гексаграмма Цзянь, "течение"), третья (Гуань, "созерцание"), шестая (Би, "приближение"), и пятая (Кунь, "исполнение").
Киевогорское поле
27 октября 1985 г.
42. ТАКСИ
В районе Останкино (напротив Хованского входа ВДНХ) поперек аллеи в 20 чac.00 мин. участниками акции были натянуты шесть лесок параллельно друг другу. Концы лесок крепились к деревьям на высоте от 60 до 100 см от уровня земли. Расстояние между лесками равнялось приблизительно от 10 до 15 метров.
После того, как лески были натянуты, Е. Елагина пошла ловить такси на улицу Королева, а остальные участники одновременным движением и каждый по своей леске провели включенными фонарями, направленными на фотокамеру, установленную в начале аллеи, шесть световых линий таким образом, что их отпечатки на пленке составили гексаграмму И Цзина "Сюй" ("Необходимость ждать").
Минут через пять появилось такси и, медленно проехав по аллее, разорвало лески.
Во время действия проводилась запись двух фонограмм: в аллее, у дерева, к которому была привязана последняя (верхняя) леска - рядом с деревом стоял черный футляр "Музыки согласия" с включенным транзистором внутри него, и вторая фонограмма - в такси (запись Е. Елагиной).
Москва
16 января 1986 г.
44. БОТИНКИ
До прихода зрителей, в глубине леса над небольшой поляной на высоте двух с половиной метров была натянута крепкая веревка. В центре поляны (под веревкой) на врытые в землю колышки были надеты мужские кожаные полусапоги подошвами кверху, к каблукам которых крепились проволочные петли.
После того, как зрители расположились на краю поляны, Н.Панитков отошел от группы в лес (налево) и затем появился оттуда, держа в руках резиновые жгуты, к концам которых были прикреплены металлические крючки. Подойдя к сапогам, Н.Панитков с большим усилием (так как резиновые жгуты натянулись до предела) встал на подошвы сапог и, удерживая равновесие, наклонился и зацепил крючки жгутов за петли сапог. Выпрямившись и ухватившись в прыжке за натянутую сверху веревку, Панитков тем самым высвободил из-под тяжести своего тела сапоги, которые мгновенно, утянутые резиновыми жгутами, исчезли в лесу. Далее Панитков продолжал движение в правую сторону от зрителей по натянутой веревке, ухватившись за нее руками и ногами. Когда он исчез в лесу, А.Монастырский и С.Ромашко обрезали веревку и Н.Панитков упал на землю.
Куски веревки, нарезанные А.М. и С.Р. были розданы зрителям с биркой фактографии акции.
Действие сопровождалось звучанием фонограммы с невидимого для зрителей магнитофона (он стоял в кустах), запись которой представляла собой шум проезжающих по шоссе машин (с места действия, где стояли зрители, можно было видеть, сквозь деревья, шоссе, по которому проезжали машины).
Киевогорское поле
15 июня 1986 г.
45. ЛОЗУНГ-86
Обсуждая текст Лозунга-86 с Н.Панитковым, мы не пришли ни к какому решению. Тогда я предложил сделать просто фотографию пейзажа, где "лозунг" удален в "невидимость" (как демонстрационную зону), то есть новый лозунг стал бы следующим шагом после якутского лозунга Кизевальтера, который был помещен в "полосе неразличения". А за текст этого несуществующего лозунга я предложил принять текст предисловия к 4-ому тому "Поездок за город", где речь идет об акции как о пространственно-временном событии, лишенном знаковости.
Приехав на место действия (край обрыва на берегу р. Вори), мы расстелили на земле большую физическую карту СССР и закрасили территорию СССР черным лаком. После того, как лак высох, по заранее заготовленным трафаретам (рисунки И. Кабакова) из карты были вырезаны черные контуры совы и собаки. Украсив контуры совы и собаки золотыми и серебряными звездочками и кружками, мы приступили к изготовлению "детского секрета". Перед тем как начать рыть яму для секрета, была сделана фотография пейзажа, в правом нижнем углу которой можно видеть место "секрета".
Выкопав совком небольшую прямоугольную яму, мы положили на дно ямы контур собаки и засыпали его слоем земли. Затем в яму был положен контур совы. В глазные прорези изображения совы были вставлены два включенных китайских фонаря. Затем "секрет" был накрыт прозрачным стеклом с наложенным на него красным стеклом таким образом, что оно закрывало светящиеся фонари. Затем весь "секрет", за исключением двух мест, светящихся красным светом, был засыпан землей.
После изготовления "секрета" была сделана вторая фотография того же пейзажа, но место захоронения секрета на этой фотографии не видно, так как оно находилось за спиной фотографа во время съемки.
Затем мы покинули место действия. Красные фонари в глазах совы горели еще какое-то время самостоятельно (т.е. без нашего присутствия, как в "Либлихе" звонок), пока не иссяк ток в батарейках.
Моск.обл.,Ярославская ж.-д., ст." Калистово"
19 октября 1986 г.
46. ЗА КД
Трое участников акции заложили за кольцевой дорогой г. Москвы (и вдоль нее) в ямы, выкопанные в снегу, 16 карт и фрагментов карт. Карты были разложены в районе Лосиного острова (между Щелковским и Ярославским шоссе) на участке пути, равном приблизительно 1,5 км - от карты до карты около 100 метров. Большинство карт (и фрагментов) складывались либо вчетверо, либо вдвое, изображением наружу, затем помещались в яму и присыпались снегом.
Первые четырнадцать карт были заложены в снег близко от кольцевой дороги (10-15 метров), последние две - с углублением от кольцевой дороги в поле (15-ая - на расстоянии приблизительно 50 метров от дороги, 16-ая - 100 метров).
Акция делалась с тем расчетом, что за оставшееся зимнее время снегопады засыпят ямы с картами, а затем весной, под воздействием талой воды, на картах, освобожденных от снежного покрова, появятся какие-то цветовые и фактурные изменения.
22 февраля 1987 г.
48. ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА - КАРТИНА
Девять (из 16 приехавших) зрителей были расставлены на 9 позициях вдоль края поля примерно на расстоянии 40 м друг от друга. Зрителям было предложено встать лицом к полю и первому из них (Барабанову) вручили включенный магнитофон (фонограмма представляла собой запись фрагмента рассказа Кабакова об акции "Третий вариант" - 1978). Девять раз повторенная запись этого фрагмента сопровождалась инструкцией: "Теперь, после того, как вы прослушали эту запись и во время звучания электрического звонка перейдите, пожалуйста, к зрителю, стоящему перед вами и отдайте ему магнитофон". Этот текст инструкции был одинаков для Барабанова и Захарова. Для Ануфриева (стоящего на третьей позиции) на фонограмме в конце инструкции было добавление: "Передав магнитофон следующему зрителю, отойдите в поле метров на 30-40 вместе с теми, кто уже прослушал запись". Таким образом, передав магнитофон Кабакову (4 позиция), Барабанов, Захаров и Ануфриев оказались в поле перед рядом зрителей, еще не прослушавших запись. Затем к ним присоединился Кабаков, предварительно передавший магнитофон Филиппову (5 позиция), за Кабаковым - Филиппов, за Филипповым- Н.Осипова (6 позиция), за Осиповой - А.Аникеев (7 позиция),за Аникеевым - Бакштейн. Таким образом восемь зрителей оказались стоящими в поле перед последним зрителем - М.Рыклиным (9 позиция), для которого, после записи фрагмента рассказа Кабакова не было никакой инструкции, а вместо нее была записана фаза: "ПРЕДМЕТОМ ИЗОБРАЖЕНИЯ АКЦИИ ЯВЛЯЕТСЯ ГРУППА ЗРИТЕЛЕЙ, СТОЯЩАЯ ПЕРЕД BAМИ В ПОЛЕ".
Затем девяти зрителям, а также семи зрителям, находящимся на позиции свободных наблюдателей, было предложено подойти к картине (худ. И. Макаревич и М.Константинова; картина представляла собой живописную копию - 130 х I80 см - слайда акции "Третий вариант" и была установлена еще до начала акции у края леса, напротив 9-ой позиции, то есть за спиной М.Рыклина).
Девяти зрителям-участникам были вручены девять "картинок", представляющих собой наклеенные на небольшие географические карты (Бразилия - 2 шт., Египет, Индокитай - 2 шт., Ирландия, Исландия, Израиль, Индонезия) одинаковые цветные фотографии (меньше размера карт), изображающие часть зрителей акции "Третий вариант". После того, как зрители были сфотографированы на фоне картины, акция для них закончилась.
Однако еще до того, как появились зрители, в глубине поля, напротив картины (на расстоянии 200 м от нее) на надувные матрасы легли В.Сорокин (не знавший сюжета акции) и А.Монастырский, о чем остальные зрители, участвовавшие в акции, не знали, так как В.Сорокин и А.Монастырский не были видны со зрительских позиций и покинули они свою позицию только после того, как зрители ушли с места действия.
Во время своего лежания в поле (оно длилось около двух часов) В.Сорокин и А.Монастырский записали фонограмму разговора.
Таким образом, в координатах трех зрительских позиций (I- свободные наблюдатели, 2 - девять действующих зрителей, 3- лежащий в глубине поля и невидимый другим зрителям Сорокин) было осуществлено (на уровне эстетического акта) наблюдение группы зрителей одним из этих зрителей - М.Рыклиным. Это наблюдение можно было осуществлять, начиная и с четвертой зрительской позиции, после того, как Барабанов, Захаров и Ануфриев отошли в поле, передав магнитофон Кабакову, но не в рамках "эстетического акта", заданной инструкцией Рыклину, а просто исходя из наличия группы людей, собравшихся с этого момента в поле.
24 октября 1987 г.
Моск. обл., Савел.ж.-д., Киевогорское поле
49. ЗА КД-2
Вдоль кольцевой дороги г. Москвы (МКАД), в районе "Лосиного острова", от места, где была заложена в снег последняя карта акции "ЗА КД" (см.4 том "Поездок за город"), и до Ярославского шоссе (расстояние - 1,5 км) участниками акции были воткнуты в снег под деревьями (вплотную к ним) 10 тростей с наклеенными на каждой из них (картинкой внутрь) эмблемой, представляющей собой графическое изображение скульптуры В.Мухиной "Рабочий и колхозница" (оригинал этой скульптуры установлен напротив ВДНX СССР, на проспекте Мира, который переходит в Ярославское шоссе).
Верхние части тростей (рукоятка и наклеенная под ней эмблема) были накрыты полиэтиленовыми пакетами. Трости расставлялись под деревьями на расстоянии от I00 до 150 метров друг от друга и от IO до 40 метров от внешней (по отношению к Москве) обочине кольцевой дороги.
Акция делалась с тем расчетом, что весной, когда растает снег, трости упадут на землю.
(Из двух найденных весной тростей и аналогичного данному описательному тексту листа с наклеенной на него (изображением внутрь) картинкой-эмблемой был составлен объект, выставленный А.М. на второй выставке "Клуба авангардистов" на Автозаводской. В поисках тростей принимала участие М.Чуйкова).
МКАД,
I6 января 1988 года.
50. В. НЕКРАСОВУ
До прихода В. Некрасова на место действия, вокруг небольшой полянки в лесу были развешены на деревьях I0 коричневых картонов (I00 х 67 см). Диаметр окружности, как бы пунктирно по лесу намеченной этими картонами, составлял приблизительно 100-I50 метров.
Картоны были развешены таким образом, что Некрасов не мог их заметить ни по дороге к месту действия, ни с самой полянки, куда он был приведен двумя участниками акции.
На месте действия, на пне, была установлена пишущая машинка и рядом с ней кресло. Сев в кресло, Некрасов прочитал следующую инструкцию:
"Для осуществления акции "В. Некрасову" Вам предлагается заполнить на машинке 10 листов бумаги. Время - неограниченно. На каждом листе может быть напечатано от одного слова до любого количества слов. Текст- по Вашему усмотрению: стихотворный, прозаический, импровизация или цитатный текст из уже написанного - и т.д. Заранее благодарим Вас за участие в организации акции "В. Некрасову". А.Монастырский, Н.Панитков, И. Макаревич, Н.Осипова.".
Некрасов напечатал на машинке один текст, в содержании которого указана причина нежелания выполнить целиком условия инструкции:
"Дорогая Осипова
Дорогой Монастырский
Дорогой Макаревич
Дорогой Панитков
прекрасная погода
чудесная природа
соответственное общество
но много комаров
/думаю
пошли домой по этой причине (подпись) 4.У1.88 г.".
Этот текст был принесен Н.Оcиповой А.Монастырскому и Н.Паниткову к одному из картонов, где они находились с самого начала акции (Некрасов их не видел и не знал об их присутствии). Текст Некрасова оказался состоящим из 10 строк. Поэтому решено было разрезать лист с текстом таким образом, чтобы на каждый картон наклеить одну строку этого текста. Что и было сделано участниками акции после того, как Некрасов покинул место действия.
Спустя некоторое время Некрасов и Осипова (остальные участники к этому времени уже уехали) вернулись к месту действия и нашли 2 из 10 оставленных в лесу картонов с наклеенными на них строчками текста В. Некрасова.
Моск.обл., Киевское шоссе, поворот на д. Крекшино
4 июня 1988 г.
51. ВТОРАЯ КАРТИНА
Зрители были приведены на берег реки Клязьмы несколько выше (по течению) того места, где в 1977 году мы спустили в воду "Шар" (см. 1 том "Поездок за город").
Как только зрители появились, Г.Кизевальтер, находящийся на противоположном берегу реки, вышел из-за кустов, разделся, спустил на воду запакованную в целлофан картину (185 х 125 см), положил на нее, как на плот, свои вещи, и, толкая ее перед собой, переплыл реку.
Три других участника акции взяли у него картину и установили ее на небольшом пригорке, между рекой и зрителями - лицом к ним. После того, как с картины был снят целлофан, стало видно, что она представляет собой увеличенную живописную копию (худ. Кизевальтер) цветного слайда А.Абрамова "Шар в лесу", сделанного во время акции "Шар".
Картина была тут же демонтирована: холст снят с подрамника и свернут в рулон, подрамник разобран.
17 (из 30) зрителей получили фактографический материал акции: лист черно-белого ксерокса с фотоотпечатка того же слайда.
Кроме того, еще до прихода зрителей, вдали и слева от них, на пригорке, в небольшой голубой ящик был положен и включен электрический звонок, работающий от батарейки. С места, где находились зрители, нельзя было услышать не только звука звонка, но довольно трудно было различить на фоне ландшафта или как-то соотнести с действием и сам ящик: он выглядел как маленькое голубое пятно вдали.
Моск.обл., Горьковск.ж.-д., ст."Назарьево"
10 июля 1988 г.
52. ПРОМЕЖУТКИ
В лесу, в окрестностях подмосковного парка "Абрамцево", над лесной тропой на высоте 2 метров от земли и на расстоянии 5 метров друг от друга организаторы акции с помощью веревок повесили в ряд 10 листов картона зеленого цвета (100 х 67 см.), предварительно, тут же, на тропе, вырезав из них ножницами круги диаметром 57 см. каждый.
Сразу же после развески картонов, доехав на машине до МКАД (Московская кольцевая автодорога; въезд с Ярославского шоссе) устроители акции положили на внешний край проезжей части кольцевой дороги первый круг, вырезанный в лесу. Затем, по заранее размеченной карте, по всей кольцевой дороге (108 км) и приблизительно на равном расстоянии друг от друга были разложены остальные 9 кругов.
Таким образом, общая протяженность инсталляции, осуществление которой заняло 7 часов, составила приблизительно 180 км.
Моск. обл., Ярославское шоссе, "Абрамцево" - МКАД
27 августа 1988 г.
В группе Коллективные действия в разные годы принимали участие:
А. Монастырский, Л. Рубинштейн, Н. Алексеев, Г. Кизевальтер, Н. Панитков, И. Макаревич, Е. Елагина, С. Хэнсген И. Яворский, С. Ромашко, С. Летов, Н. Козлов и некоторые другие.
В данной истории группы КД представлены только акции "на пленере" и не публикуются домашние перформансы группы.