Как делается духовная цензура сегодня
Две работы Гора Чахала сняты с выставки на Винзаводе по просьбе РПЦ
В сентябре выставка «Хлеб и Вино и Мать-Сыра-Земля» Гора Чахала на «Винзаводе» была предварительно согласована с руководством Русской православной церкви. Две работы Чахала были сняты с выставки как неподобающие по просьбе РПЦ. Вот одна из них, называется "Любовь":
Openspace.ru провел опрос кураторов и Дарья Пархоменко из лаборатории Art & Science, которая была куратором выставки Гора Чахала заявила, что «это была идея художника - открыть диалог с церковью».
http://www.openspace.ru/art/projects/160/details/3516/ »
Так родилась версия, озвученная целым рядом СМИ, к примеру, порталом liberty.ru: «...Вся история инициирована Гором и представляет собой пиар со стороны художника: «Кто будет теперь разбираться с тем, что инициатором обращения к церкви был сам художник? Зато пиар его выставке обеспечен. А сам художник Гор Чахал радостно сообщает всем читателям своего журнала: "Сегодня состоится круглый стол на тему "Отношения акутального искусства и Церкви: возможна ли духовная цензура?". Участники: о. Федор (Котрелев), Гор Чахал, о. Борис (Михайлов), о. Владислав (Свешников), Евгений Барабанов. Материалы круглого стола предполагаются быть опубликоваными в журнале "Нескучный Сад". Вот так делается пиар».
Однако ситуация не так проста, как может показаться на первый взгляд. Изначально настораживает тот факт, что «целый ряд кураторов отказались отвечать, а некоторые отредактировали свои ответы так, что они стали до неузнаваемости обтекаемы...» - пишет Openspace.ru, который отказался от публикации целого ряда подобный комментариев. Портал откровенно указывает, что кураторы и галеристы боятся даже участвовать в таком опросе: «Совершенно очевидно, что у многих эта перспектива вызывает страх».
Дарья Пархоменко, куратор, Лаборатория Art & Science
Шквал обвинений со стороны арт-сообщества заставил Гора Чахала оборонятся. В своем ЖЖ он пишет: «Художника всякий может обидеть, как говорил Тони Монтана. Если так, Сосо, если ты этого хочешь, ... то публикую документальные источники о скандале с цензурой, которые есть у меня». И Гор выложил в своем ЖЖ скрины писем Дарьи Пархоменко о начале цензуры со стороны Винзавода.
Как становится очевидным из переписки куратора и художника цензурные ограничения со стороны Винзавода возникли еще на ранних этапах подготовки выставки: «Из пресс-релиза убрали слова «священные» и «религиозные». Вот такая наша цензура теперь». «Гор, мы под цензурой... Посмотрите, как переправили наш пресс-релиз на Винзаводе, а говорили только пару слов уберут... Ну и время... Я в шоке».
Затем именно куратор выставки говорит художнику о необходимости такого письма в РПЦ, без которого выставка может просто не состоятся: «Гор, письмо, которое нужно написать в Патриархию, должно содержать описание проекта и все фотографии ваших работ. Это письмо должно нас защитить».
Далее Гор участвует в подготовке этого письма, используя свои связи с Патриархией добивается согласия отдела Внешних связей РПЦ ознакомится с письмом.
Итак, письмо митрополиту Кириллу было подписано Дарьей Пархоменко. Текст письма также было опубликован в Живом Журнале Гора Чахала. В частности в письме говорилось: «Просим Вас высказать свое профессиональное мнение относительно возможности публичной демонстрации экспонатов на выставке и корректности использования в них христианской тематики».
Полный текст письма в ЖЖ Гора Чахала:
http://chahal.livejournal.com/, tags: «Хлеб и Вино и Мать-Сыра-Земля»
Протоиерей Всеволод Чаплин, зам митрополита Кирилла одобрил выставку, но в мягкой форме попросил снять две работы, о чем уже писала Независимая газета, где опубликовано письмо протоиерея:
http://antrakt.ng.ru/theme/2008-09-19/100_vinzavod.html?mthree=3 На этом история не закончилась. Николай Палажченко, помощник руководителя "Винзавода" высказался крайне жестко, обвинил художника в безумии («мутное сознание») и алкоголизме, но не ответил по существу поставленного вопроса: "Не было обращения Троценко, это вообще полный бред. Это высосал из пальца Гор Чахал, его куратор Дарья Пархоменко обратилась сама в Патриархию, непонятно зачем, по инициативе Гора Чахала, а потом Гор Чахал зачем-то заявил прессе. Поскольку он человек пьющий, я не могу комментировать, его поступки, он агрессивно пьет и находится постоянно в мутном сознании. И он зачем-то сказал, что якобы это по инициативе Троценко. Проблема в том, что Софья Троценко никогда не встречалась ни с Гором Чахалом, ни с Дарьей Пархоменко и узнала про этот проект после выхода публикации". (
http://www.liberty.ru/Themes/Hudozhniki-piaryatsya-za-schet-RPC).
Нет сомнений в том, что как руководитель Софья Троценко не вдается в детали всех выставок, происходящих на Винзаводе и напрямую не может нести ответственности за всех сотрудников. Но, с другой стороны, как руководитель она, конечно же, просматривает и утверждает списки мероприятий Винзавода, задает его общую политику и несет общую ответственность за происходящее на ее территории. Если бы подобная цензура была бы для нее новостью, то, думается, она нашла бы виновных и озвучала свою позицию. Тот факт, что за нее отдувается ее помощник, пытающийся грубостью компенсировать отсутствие внятных аргументов, вызывает еще большую настороженность.
Самым пугающим является тот факт, что цензурные ограничения не были сняты даже после того, как Гор получил одобрение выставки от протоирея Всеволода Чаплина. С горьким сарказмом художник пишет: «И даже после того, как нам чудом удалось получить положительный ответ из Патриархии, Винзавод заявил нам, что он не вполне удовлетворён этим текстом. Дескать, там не сказано прямо, что я настоящий живой русский святой и каждому зрителю, входящему в выставочный зал, настоятельно рекомендуется поклониться до земли 40 раз. Только после этого я решил опубликовать в своём дневнике эту дикую историю».
Весь этот скандал особенно отвратителен в свете того, что Гор Чахал является православным верующим. Религиозные темы действительно поднимаются в его работах, но даже слабых намеков на нечто оскорбительное найти в его живописи невозможно. В не очень внятной публикации Независимой газеты цитируются высказывания Гора, который «воспринимает происходящее с иронией и недоумением по поводу разговоров о цензуре. Художник считает, что современное искусство не может не быть религиозным. Тем более он расстроен тем, что справку из Московской Патриархии потребовали именно у него. "Для художеств группы "Война" никаких разрешений не потребовалось", - сетует Чахал в своем блоге».
Но дело в том, что группа Война не продает своих работ, не выставляется в галереях и музеях, а занимается уличным акционизмом. И никогда не пошла был на подобный шаг (письмо в РПЦ ради выставки в коммерческом месте).
Тем не менее, провокативная группа Война не позволяет в отношении себя цензурных ограничений, которых вполне заслуживает. А Гор Чахал оказался их жертвой совсем уж назаслуженно, но добровольно. Поскольку со стороны художника последовал упрек группе Война, то мы решили выслушать мнение самых провокативных акционистов современности в отношении ситуации с выставкой Гора Чахала. В следующем посте читайте мнение группы Война.
Картинки с разных выставок Гора Чахала можно посмотреть на его сайте:
http://www.chahal.ru