Дмитрий Бавильский. Куликовская битва

Oct 26, 2008 20:45

На парижской арт-ярмарке «ФИАК» арестованы работы русского художника Олега Кулика


Арест работ русского художника Олега Кулика нарушил спокойное течение 35-ой ярмарки «ФИАК», одного из самых важных в мире коммерческих смотров современного искусства.

На стенд московской галереи «XL», которой руководит Елена Селина, пришли полицейские и потребовали снять три десятка работ Кулика, отправили их в полицию. Вместе с арт-объектами в участок забрали саму Елену Селину и двух ее помощников.

По словам Селиной, работы Кулика были арестованы на том основании, что они "распространяют сообщения, содержащие насильственный и порнографический характер". http://lenta.ru/news/2008/10/26/kulik/

Таможня обслуживает чей-то поклеп

Елена Селина добавила, что приобрела "бесценный опыт общения с французской полицией". В общей сложности, хозяйка галереи и ее супруг Сергей провели в полиции около пяти часов, пока не было принято решение суда об их невиновности. Но фотографии Кулика пока не вернули, и когда вернут, по словам собеседницы агентства http://www.rian.ru/culture/20081025/153812040.html , непонятно.

По мнению Елены Селиной, проблемы возникли из-за французской таможни, работники которой, сверяя работы, выставленные на стенде, с таможенными списками еще 22 октября, стали предъявлять претензии к содержанию экспозиции. Именно таможня, по мнению галериста, и обратилась в парижский суд.

Первым об этом рассказал в своем Живом Журнале юзер kotomish: http://kotomish.livejournal.com/106672.html
«Сижу на стенде галереи XL на FIAC. Дежурю.
Лену Селину и Сергея и их помощницу Александру арестовали. Большую часть картинок Кулика сняли. И картинки вместе с галеристами поехали в полисстайшен.
Таможня по чьему-то поклепу подала в суд.
Но руководство ярмарки молодцы, директор ярмарки поехал с галеристами в полицию, уже приехал адвокат, вызвали из французского министерства представителя. Т.к. фотографии, представленные на стенде находятся в государственных коллекцих Франции.
Арт-директор ярмарки сидит на стенде, работает…»

Через некоторое время юзер kotomish http://kotomish.livejournal.com/106800.html?nc=9 объявил о том, галеристку и ее коллег отпустили, при этом конфисковав работы художника в качестве вещественного доказательства: «Лену Селину и Сергея выпустили…

Директор ярмарки был в полиции с ними, звонил министру культуры, в аппарат президента. Несмотря на то, что полиция во Франции грубая и наглая, после ряда звонков стала вести себя правильно и вежливо. Тетка полицейская с лицом колхозницы когда снимала работы воротила нос и возмущалась, как такое можно показывать в культурном месте. А работы находятся в музеях Франции.
Вообще дело мутное, но оргкомитету ярмарки респект, сделали все быстро и четко - адвокат, переводчик, консультант….»

Галерист Марат Гельман, чья экспозиция была продана на нынешнем «ФИАК» практически полностью, считает, что скандал с работами Олега Кулика вызван «идиотизмом таможенников»: «Когда у нас [работы] «Синих носов» за голого Путина арестовали - мне никто не верил, что это идиотизм выслуживающихся таможенников…». И добавил, что работы художника, в самом деле, «очень рискованные. [и содержат] намеки на скотоложество…»

Александр Шабуров, член арт-дуэта «Синие носы», оказавшегося в центре предыдущего художественного скандала в Париже http://vz.ru/columns/2007/11/7/122796.html , вызванного работой с целующимися милиционерами надеется, что глупый инцидент с арестом работ Кулика будет исчерпан и не будет иметь серьезных юридических последствий.
«Надеюсь, что Кулик станет миллионером. Хотя скандалы мало влияют на капитализацию искусства, - пояснил Александр Шабуров, - Это музыкальные диски выпускаются миллионными тиражами, продаются в любой деревне, оттого поп-звездам нужно каждый день увеличивать грудь или менять любовников. Произведения изобразительного искусства единичны, функционируют в узком кругу ценителей и специалистов, поэтому массовые скандалы на их судьбу влияют мало. Хотя они привлекают внимание многих людей к искусству и делают его частью общей истории…»

Славяне выживали

Вспоминая историю с «Целующимися милиционерами» (на самом деле, скандальная работа «Синих носов» называется «Эра милосердия») Александр Шабуров сказал, что весь тираж этой фотографии был продан еще до медийного скандала, вызванного заявлениями тогдашнего министра культуры Александра Соколова и поэтому существенно повлиять на стоимость работ «Синих носов» не мог.
«Соколов оказался нетипичным чиновником, романтиком-максималистом, художником своего рода: искусство должно быть только таким и никаким иначе, - объясняет ситуацию Шабуров - обычно чиновники более дипломатичны, не высказывают свои мысли вслух. Соколов высказал публично то, что на самом деле, думает, и его тут же сняли…»

Олегу Кулику не привыкать к скандальному развитию событий вокруг его «зоофренических акций». Известный во всем мире как «человек-собака», Кулик неоднократно подвергался аресту за появление на публике в голом виде (как это случилось в Цюрихе и с которого, собственно, началась всемирная слава русского художника) или же за то, что набрасывался на посетителей вернисажа и кусал их (случай в Стокгольме).

Сам Кулик считает, что появление полиции - важная точка окончания художественной акции: «Начиная с первого ареста в Цюрихе, появление полиции вызывало у меня физическое и моральное облегчение. Это же отличное завершение перформенса… Стресс от неудачного конца акции мог бы быть сильнее стресса от ареста. Перформенс не имеет логического, срежиссированного разрешения. Жизнь сама должна придумать финал, поэтому появление полиции - идеальная точка в конце этого жеста…»

Олег Кулик ссылается на слова философа Бориса Гройса, полемизирующего с Олегом Куликом по поводу границ дозволенного в искусстве, что «только наличие полиции отделяет искусство от неискусства: если объект охраняется - это искусство…»

От сумы и от тюрьмы

Всемирный экономический кризис обострил восприятие «прекрасного» у самых разных людей «доброй воли» - причем не только на территории Российской Федерации.

Ещё совсем недавно казалось, что скандалы и судебные преследования современных художников - прерогатива именно России, где к искусству и литературе до сих пор относятся с нефакультативной серьезностью.
Однако, история с арестом тридцати работ Кулика в Париже говорит о том, что экономические проблемы способны привлечь внимание к культурным процессам даже в самых, казалось бы, просвещенных странах Старого Света. «ФИАК» - место всемирного сбора главных специалистов в области contemporary art'a и тотальное непонимание, проявленное французскими блюстителями порядка, оказывается симптоматичным примером возвращения к «новой серьезности» и к «новой искренности».

Неоднократно арестованный, Олег Кулик часто, красочно и иронично описывает опыт своего пребывания в европейских «обезъянниках», но его главный страх - оказаться в русской тюрьме: «Русская тюрьма - не наказание, но казнь. Гражданская, физическая, психологическая, какая угодно…»
Впрочем, состояние российской пеницитарной системы - тема иная, хотя и не такая далекая от реалий современного искусства, как это казалось еще совсем недавно.

Видео см.: http://kotomish.livejournal.com/107246.html?nc=7

Статья публикуется с любезного разрешеия автора. Была написана для сайта "Частный корреспондент" http://www.chaskor.ru/
ЖЖ Димы Бавильского: http://paslen.livejournal.com/

Олег Кулик

Previous post Next post
Up