Мне эта заповедь любви к врагам всегда была непонятна. Да и сейчас тоже. Ее не возможно понимать буквально. Иначе мы дойдем до полного абсурда - например, любить грабителя и убийцу, который ворвался в твой дом, убивает ближних. И его в этот момент любить? Вместо того чтобы дать жесткий отпор?
Судя по словам " благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...», здесь речь идет не о прямом силовом противоборстве со злодеями и любви к ним, а о врагах идейных, которые не обязательно могут ворваться в твой дом с целью убить и ограбить.
Но что значит любить? Ф.Ницше в свое время остроумно заметил в своих афоризмах, что заповедь любви к ближнему (а ближние человека это и есть его главные враги!) нередко означает "Оставь его в покое!". Т.е. не делай ему хуже, чем уже есть. Насчет "благославлять, благотворить, молиться" - это уже по настроению. Как-то вкратце так...
Все заповеди лишь ориентиры. Например, "не убий" - но многие святые убивали, и нельзя без этого, иначе давно бы не осталось в живых ни одного христианина, если бы он не защищался.
"Любить врагов" - это можно понимать, например, как приручить их, вместо того, чтобы убивать - вполне по христиански.
По мне так все в Евангелие понятней, когда не задумываешься о смысле. Начинаешь задумываться - смысл рассыпается. Ведь Слово Божье исходит из Божественной, а не человеческой логики, и рассчитано не на логическое понимание, а душевное, подсознательное восприятие.
Доброго здравия!plotnikkJanuary 27 2013, 14:56:17 UTC
О это Вы большую тему открываете... Очень большую, на которой Вы правы легко и голову потерять. Но, сравнивать Заповеди с ориентирами боюсь ни один духовник не одобрит. Не укради- значит не укради; Не прелюбодействуй - значит не прелюбодействуй; Это Заповеди- не ориентиры, к которым нужно стараться следовать. И заповедь "Не убей!" так же категорична , как и вышеперечисленные. Вопрос в другом , по отношению к кому Господь заповедовал не совершать убийства?! По отношению ко всякому двуногому, или по отношению к тем, кого люди почитают отличным от хищного, безумного зверя и называют в своем кругу человеком? В древности наличие души , духовности , близости устремлений в Вере - были неотъемлемы при определении человека из мира существ, в том числе и по внешнему виду похожих на человека. Вопрос очень не простой. Сегодня мир подходит к появлению биороботов, которые внешне не будут ничем, кроме суперских качеств отличатся от человека. Убивать их можно?
Re: Доброго здравия!vyktorJanuary 27 2013, 15:11:50 UTC
"Вопрос в другом , по отношению к кому Господь заповедовал не совершать убийства?!" Не важно в чем состоит неопределенность заповеди. Суть, что эта неопределенность есть. И это все, что мы можем принять. Остальное - домыслы.
Re: Доброго здравия!vyktorJanuary 28 2013, 05:40:25 UTC
Вы, возможно, намекаете на то, что Святые Отцы в своих трудах многое уточнили, что может быть неоднозначно трактуемо в Святом Писании? В понимании этих трудов остается та же проблема, т.к. смысл любого слова неоднозначен. Да и не предусмотришь никакими пространными писаниями все случаи жизни. Получается как к анекдоте про бабушку, которая всю жизни жила по писанному, а потом прочитала одно слово на заборе...
и таки нет. "Слово" было обращено к твари дрожащей, сиречь человеку. Евангелие - это Вам не божественный междусобойчик) В чём отличие между теми, кто был "избран" и всеми остальными? Избранные, хоть малое время, но находились в со-причастности с истоком всего сущего. Они были "подключены" к не-посредственному восприятию. Им не нужен был интеллект, логика и все остальные придумки разума, чтобы о-сознать и про-чувствовать.
Re: Доброго здравия!domaroshchimerJanuary 27 2013, 16:12:08 UTC
Хорошо, заповедовал Он ученикам. Ученики были людьми. Слово было обращено к людям. Наличие у людей-учеников божественной логики не подразумевалось. Где-то так.
Re: Доброго здравия!plotnikkJanuary 27 2013, 16:34:41 UTC
Обязательно советую Вам почитать Апостол.(Для православных одна из Евангелия и две из Апостола- ежедневная пища, помимо молитв и правил.)Там Вы найдете многие ответы, о том кто и кого за кого в те времена считал. В те времена не о какой толерантности и речи не было. Рабовладельческое общество в чистом виде. Кругом кто то у кого то раб . и в это время появляются люди, первая Заповедь которых научится меж собой жить по Божьим Заповедям. Не просто исполнить Моисеев Закон, а Заповеди Блаженства своей жизнью наполнить примером. Какова задача?! Вот тото ... А мы тут ля-ля... )))
Может всё-таки роль Писания, это привлечь внимание, заставить задуматься над Учением, противоречащим привычному: "Кусай как я, бегай как я"? А затем уже начинается процесс "образования" души.
Доброго здравия!plotnikkJanuary 27 2013, 14:45:05 UTC
Спасибо, очень по делу! Мне кажется . что такая прямая речь Богом возможна только в обращении с духовно близкими людьми, ближними. Когда речь идет о самаритянке и пр... в Святом Писании о том всегда упоминается. Потому эти слова , эта Заповедь обращена на отношение меж теми людьми, которые друг друга признают и людьми , и адекватными людьми и близкими по духовному стремлению.
Да и сейчас тоже.
Ее не возможно понимать буквально.
Иначе мы дойдем до полного абсурда - например, любить грабителя и убийцу, который ворвался в твой дом, убивает ближних. И его в этот момент любить?
Вместо того чтобы дать жесткий отпор?
Судя по словам " благословляйте проклинающих вас, благотворите ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и гонящих вас...», здесь речь идет не о прямом силовом противоборстве со злодеями и любви к ним, а о врагах идейных, которые не обязательно могут ворваться в твой дом с целью убить и ограбить.
Но что значит любить?
Ф.Ницше в свое время остроумно заметил в своих афоризмах,
что заповедь любви к ближнему (а ближние человека это и есть его главные враги!) нередко означает "Оставь его в покое!".
Т.е. не делай ему хуже, чем уже есть.
Насчет "благославлять, благотворить, молиться" - это уже по настроению.
Как-то вкратце так...
Reply
"Любить врагов" - это можно понимать, например, как приручить их, вместо того, чтобы убивать - вполне по христиански.
По мне так все в Евангелие понятней, когда не задумываешься о смысле. Начинаешь задумываться - смысл рассыпается. Ведь Слово Божье исходит из Божественной, а не человеческой логики, и рассчитано не на логическое понимание, а душевное, подсознательное восприятие.
Reply
Но, сравнивать Заповеди с ориентирами боюсь ни один духовник не одобрит.
Не укради- значит не укради;
Не прелюбодействуй - значит не прелюбодействуй;
Это Заповеди- не ориентиры, к которым нужно стараться следовать.
И заповедь "Не убей!" так же категорична , как и вышеперечисленные.
Вопрос в другом , по отношению к кому Господь заповедовал не совершать убийства?!
По отношению ко всякому двуногому, или по отношению к тем, кого люди почитают отличным от хищного, безумного зверя и называют в своем кругу человеком?
В древности наличие души , духовности , близости устремлений в Вере - были неотъемлемы при определении человека из мира существ, в том числе и по внешнему виду похожих на человека.
Вопрос очень не простой. Сегодня мир подходит к появлению биороботов, которые внешне не будут ничем, кроме суперских качеств отличатся от человека. Убивать их можно?
Reply
Reply
Чуть по осторожней на взмах.))))
Reply
Reply
"Слово" было обращено к твари дрожащей, сиречь человеку.
Евангелие - это Вам не божественный междусобойчик)
В чём отличие между теми, кто был "избран" и всеми остальными?
Избранные, хоть малое время, но находились в со-причастности с истоком всего сущего.
Они были "подключены" к не-посредственному восприятию. Им не нужен был интеллект, логика и все остальные придумки разума, чтобы о-сознать и про-чувствовать.
Reply
К кому обращается с Заповедью Господь? Откроем книгу? Или будем сочинять?))
Reply
Ученики были людьми.
Слово было обращено к людям.
Наличие у людей-учеников божественной логики не подразумевалось.
Где-то так.
Reply
В те времена не о какой толерантности и речи не было. Рабовладельческое общество в чистом виде. Кругом кто то у кого то раб . и в это время появляются люди, первая Заповедь которых научится меж собой жить по Божьим Заповедям. Не просто исполнить Моисеев Закон, а Заповеди Блаженства своей жизнью наполнить примером. Какова задача?! Вот тото ...
А мы тут ля-ля... )))
Reply
А затем уже начинается процесс "образования" души.
Reply
Мне кажется . что такая прямая речь Богом возможна только в обращении с духовно близкими людьми, ближними. Когда речь идет о самаритянке и пр... в Святом Писании о том всегда упоминается.
Потому эти слова , эта Заповедь обращена на отношение меж теми людьми, которые друг друга признают и людьми , и адекватными людьми и близкими по духовному стремлению.
Но, это мое частное мнение.)
Reply
Leave a comment