Задался вопросом, чем гуманитарии фундаментально отличаются от технарей, и позавчерашней ночью, как мне показалось, пришёл к более или менее стройному ответу. Но так всегда бывает: что нам кажется очевидным ночью, становится бессмысленным днём. Воистину, непостижимо человеческое мышление.
Задуматься по теме побуждают различные споры с Сомой. При всей её приверженности здравому смыслу, я часто замечаю, что он у нас очень разнится. В итоге, после долгих наблюдений за различным ходом наших мыслей я построил модели противоположных способов познания, один из которых я назвал гуманитарным (трансцедентальным в терминологии Желнова М.В.), а другой техническим (трансцедентным).
Лучше всего эти модели описать через аналогии, а после - расширить в область познания.
Трансцедентальный способ познания похож на грибницу, на которой в различных местах спонтанно вырастают грибы. Человек с этой моделью познания находится в огромной библиотеке, вмещающей в себя всё знание человечества, и так как он желает охватить всё, но, естественно, не может этого сделать, то он выбирает такую тактику: хватает наугад первую книгу с полки, открывает на рандомной странице и начинает читать. Въехав в основные постулаты вопроса, он хватает другую книгу, и так далее. В итоге человек имеет широкий кругозор, понимает множество невзаимосвязанных друг с другом вещей.
В то же время, трансцедентное познание схоже с деревом, произрастающим от корней до самой макушки. Человек с подобным мышлением выбирает в библиотеке небольшое количество схожих по тематике книг, и всю жизнь изучает их досконально. В итоге, ему известно всё ab ovo и до того, что сегодня можно назвать "концом" по данной тематике, в то же время в остальных сферах человек не знаком со многими даже базовыми вещами.
Что происходит, когда два человека, имеющие различные способы познания, спорят между собой?
Часто бывает так, что гуманитарий осведомлён о теме спора несколько лучше, чем технарь, ибо он что-то где-то слышал, читал, воспринимал. Его суждение по теме вопроса основывается на этом знании, а также на знании совокупности вещей, так или иначе близких к данному вопросу. Эти знания неглубокие, поэтому вердикт может быть ошибочным - это понимает и сам гуманитарий. В процессе, когда этот человек познаёт всё новые и новые грани данного вопроса, его мнение может меняться, порой даже кардинально. Однако, он может этот вопрос не копать, ибо для полной и бесповоротной уверенности в своей правоте нужно быть специалистом, а им всё равно не стать. Да и много в мире интересных вещей, чтобы зацикливаться на чём-то одном.
В свою очередь, технарь непременно перекладывает своё абсолютное знание одной узкой области на прочие области. Это не настолько слепо, насколько может показаться на первый взгляд: технарь знает, где можно остановиться, какой набор аксиом применителен к данной области, а что лучше задвинуть подальше. Если технарь приходит к какому-то мнению, то он уже вряд ли его поменяет - только в том случае, если найдёт в своих рассуждениях ошибку.
Гуманитарий собирает грибы - его суждение зависит от расстановки грибов на грибнице, технарь пересаживает одно-единственное дерево с места на место, и не важно, откуда оно родом.
Следует напоследок отметить, что абсолютных форм, скорее всего, не бывает. Нет чистых технарей и гуманитариев, но есть преобладание, и оно существенно. Мрак Васильевич учил нас мыслить грибами, и чем дальше, тем больше мне кажется, что этот путь тупиковый.