ТОРГОВЫЕ ПЛОМБЫ. КАТАЛОГ. СИНЕПУПЫЕ ПОЛУЯРОСЛАВЦЫ С ВАСИЛЬЕВСКОГО ОСТРОВА.

Dec 08, 2024 20:39

Сегодня у нас довольно нестандартная пломба, поэтому без номера. Раньше я на такие даже внимания не обращал, в своей виртуальной коллекции нашел всего три экземпляра такого рода пломб, остальные покажу отдельно. А чтобы понять, что ей могли опломбировать, придется немного углубиться в историю…







(по клику откроется увеличенное фото)

Там, читатели, на том славном Васильевском острове в Петербурге, где живут в обширных хоромах биржевые купцы, разбогатевшие вследствие выгодных спекуляций, где, по выражению артельщиков, что ни плюнь, то купеческая контора, где на берегу Невы лежат два гранитные сфинкса и мечтают о своем отечестве Египте, где стоят университет и академия художеств и где жрецы этих храмов науки и искусства гнездятся по углам и каморкам, отдаваемым внаймы разными немками «aus Wiborg», процветает особый мирок биржевых артельщиков. Мирок этот, хотя и не превышающий двух тысяч человек, играет на Васильевском острову не последнюю роль. Он имеет свои нравы, обычаи, развлечения, пивные, ямки, т. е. погребки, и в массе, не без основания, считает себя коренным жителем своего острова.
Николай Александрович Лейкин. Биржевые артельщики (дальше цитаты оттуда буду выделять таким же образом).





(как говорится, КДПВ, но на самом деле не совсем…)



Биржевые артели появились в России в начале XVIII века, хотя и до того часто собирались в артели охотники и рыбаки, каменщики и плотники. Но особенно богатая история у артелей - именно в Санкт-Петербурге. Во-первых, при его строительстве были остро необходимы рабочие руки. А во-вторых, по соседству с ним расположены губернии, где ощущалась нехватка плодородной земли. Некоторые помещики в связи с этим начали заменять барщину оброком, что позволило крестьянам податься в город на заработки. В 1714 году там была основана первая биржевая артель - Ярославская, по названию губернии, откуда было большинство ее членов. А к 1873 году в Петербурге насчитывалось уже 24 артели, в которых состояло 2622 человек. Одни артели получали названия по происхождению своих членов, как Ярославская или Владимирская. Другие - по их основателям (причем половина имен тут явно принадлежит иностранцам): Гленова, Стевартова или Портерова, а с другой стороны - Козухина, Метелкина и Шляпкина. Наша же артель, Полуярославская, как ясно из ее названия, откололась от Ярославской артели. Произошло это в ноябре 1758 года.

Начало основания биржевых артелей относится ко времени Петра Великого. Сначала образовалась одна артель, но потом, вследствие прибытия новых членов и расширения торговли при петербургском порте, она раздробилась на две; эти две артели по мере увеличения работ и рук снова дробились, и так далее. В настоящее время их считается двадцать две, исключая присяжной артели дрягилей, находящейся при выгрузке товаров и артели купоров, специальность которых состоит в откупоривании и закупоривании бочек и ящиков с товарами при досмотре их таможенными чиновниками. Каждая артель имеет свой устав, впрочем мало отличающийся от уставов других артелей, и управляется старостою и писарем, ежегодно избираемыми артельщиками из среды своей.

Ну раз уж речь зашла об уставах, вот чем занималась Полуярославская артель согласно Уставу::
Артель исполняет всякого рода ответственные работы по уходу за товарами, как-то: по доставке, приему, хранению, сдаче и проч. в портах, на станциях железных дорог и пароходных, в таможнях, в казенных и частных складах и по поручению как товаровладельцев, так и владельцев складочных помещений, казенных учреждений и частных учреждений и лиц (дальше жирным шрифтом без курсива буду выделять цитаты из Устава).

То есть, фактически, работы эти обычно состояли в приемке, перевозке и хранении товаров, в том числе привлекались артели и к работе в таможне. Иногда артельщикам доверяли даже накладывать на товар таможенные пломбы:
Сидоров, Парфенов и Каравайкин, вы в третьем пакгаузе на шелковый товар Шпильмана пульки набивайте, да поосторожней пожалуйста, вчера его амбарный приходил жаловался - говорит: шесть кусков не заклеймено… Кладите по две пульки на кусок.

Каждый артельщик имел свои инструменты и должностную бирку («жестянку»).
Артельщики засбирались на биржу. Живо надели они сверх сертуков и сибирок передники, ради шику подоткнув один конец за пояс и прицепив в боку свои доспехи: жестянку, крюк и медную иглу для сшивания рогож - вышли из квартиры.




А вот откуда взялось прозвище, процитированное в заголовке:
Синепупыми дразнят артельщиков Полуярославской артели. Они занимаются приемкою красок и в особенности индиго, отчего у них во время работы передники бывают замараны синим.

Как же попадали работники в артель?
Желающий вступить в нее должен был подать заявление с приложением рекомендации одного из членов артели, пробывшего в ней не менее трех лет. Притом принимали не всех, а только лиц «честного, трезвого и вообще благонадежного поведения», грамотных (!), не находящихся под судом и следствием, без хронических болезней и физических недостатков, отбывших воинскую повинность (или освобожденных от нее), в возрасте от 21 до 32 лет (исключения делались для родственников членов артели) и обязательно христианского вероисповедания. У артели обычно была своя икона (или образ), с молебна перед которой начинался рабочий день. Каждый вступающий должен был внести так называемый «вкуп» в общий артельный капитал. В Петербургских артелях эта сумма составляла обычно 800-1600 рублей, причем поскольку этот взнос был равен доле общего капитала, приходящегося на каждого артельщика, то вкуп был тем выше, чем древнее артель. Отдельно уплачивался взнос в запасной капитал артели (не менее 500 рублей) и взнос на артельный инвентарь (50 рублей). Как видим, деньги немаленькие. Но вкуп обычно вносили в рассрочку, при вступлении достаточно было внести не менее 1/6 его части, а остальное выплачивать постепенно из зарабатываемых ежегодно сумм. Денежный расчет, или дуван, производился обычно дважды в год, но в течение года артельщик мог занимать некоторые суммы под будущие доходы. В Полуярославской артели срок уплаты вкупа составлял не более четырех лет, из них в первые 3 года - 200 руб, а в 4-й нужно было выплатить все остальное. Артельщик до полной уплаты вкупа («новизных денег») считался новиком, уплативший свой вкуп - стариком (прим. к §40 Устава). Но уже после уплаты первой части вкупа новый артельщик имел право на свою долю с новизных денег, вносившихся работниками, принимаемыми в следующем отчетном году или позже.
Старик-артельщик, заживший свой вкуп за вычетом расходов, именуемых на их языке «большим ярлыком», как-то на общественную квартиру, адресный билет и жестянку, получает дувана от 200 до 400 р. с. (т.е. рублей серебром - прим. мое) в год и более; ежели же он захочет выйти из артели, то треть своего вкупа, данного им при поступлении, получит тотчас же, а остальные деньги ему выплачиваются в продолжении пяти или шести лет.

Почему же работодателям было выгодно нанимать именно артели? Да потому что на всех артельщиков распределялись не только прибыли, но и убытки. А наличие запасного капитала гарантировало выплату убытка в случае такой необходимости, вопрос же с проштрафившимся членом артель уже решала своим, «семейным» судом. Причем если за кем-либо из членов Артели окажутся какие-либо недостачи во вверенных ему Артелью или ее доверителями денежных суммах, товарах и проч. или если член Артели причинил нерадивым исполнением своих служебных обязанностей имущественный ущерб Артели или ее доверителям, то виновный в сем член Артели ответствует перед Артелью всеми числящимися на его счете капиталами и причитающимися ему от Артели выдачами, a при недостаточности их и всем прочим личным имуществом. (§43 Устава).

Осталось понять, к чему же прикладывалась эта свинцовая пломба. Но тут возможны разные варианты. Например, это может быть пломба от амбара или склада (на что может указывать помещенный на ней номер 1). Казалось бы, перо на пломбе может намекать на артельного делопроизводителя (была и такая должность, помимо старосты), но вряд ли у него было что-то, что нужно было пломбировать. Вряд ли также пломба привешивалась к товару, ведь тогда таких пломб должно было бы остаться довольно много. Хотя не исключен вариант, что свинцовые пломбы пускали в переплавку для повторного использования. Вот что писал Лейкин об амбарных служителях: состоя при приемке и отправке товаров, он ублаготворяется в некоторой степени покупателями, пользуется от продажи старых рогож и веревок, в которых приходит товар, покупает ящики, дерюжку, клеенку и веревки для отправляемых товаров и в конце месяца подает в контору счет. Счет этот уж разумеется не без грешка и составляется с барышком для себя; хозяева контор знают об этом барышке, но не обращают на это внимания, они наживают сами и дают нажить от себя артельщику.

Кстати, об опечатывании.
Артель имеет печать с изображением своего наименования „С.-Петербургская Биржевая Полуярославская Артель, учрежд. въ 1758 г.". Это же наименование Артели предоставляется употреблять на бланках счетов и других бумаг, a также и на вывесках.
На пломбе такая надпись, естественно, поместиться никак не могла. Здесь, судя по всему, изображены объединенные в один знак буквы П и А.

Вот такой краткий экскурс в историю у нас получился. Напоследок также не лишним будет упомянуть, что Н.А. Лейкин - это тот самый издатель журнала «Осколки», у которого свою литературную карьеру начал «Антоша Чехонте» - Антон Павлович Чехов. Но это не единственная связанная с Чеховым пломба в моей коллекции!

ДЛЯ КАТАЛОГА
№: б/н

Название
предприятия
Имя владельца-----
Биржевая Полуярославская артель

Населенный пунктСАНКТ-ПЕТЕРБУРГ
Род деятельностиРАЗНОЕ
ПериодXIX - нач. ХХ в., 1869 (?) - 1919
Аверс
Реверс
БИР[ЖЕВАЯ] / ПОЛУЯРОС[Л] / АВСКАЯ АРТЕЛЬ / С.ПЕТЕР[БУРГ]
ПA(?) / №1
Форма, размерыКруглая, диаметр оттиска 16 мм
РедкостьРедкая (других экземпляров не попадалось)

Адреса торговли и жительства
ТОРГ. 1893: Вас.ч. 2 уч по 6 лин, Д. 31 (контора).
1915-1916: Бол. Морская, 36.

Описание

Полуярославская биржевая артель отделилась от Ярославской артели в 1758 году. Первый печатный устав получила в 1869 году. Члены артели по поручению нанимателей занимались различными работами, требовавшими материальной ответственности: «всякого рода ответственными работами по уходу за товарами» (так записано в Уставе), заведованием кладовыми и прочими работами. Нанимателям было выгодно обращаться к артелям, поскольку артель отвечала за каждого члена всем своим капиталом. На печати артели, а также на вывеске и бланках было написано «С.-Петербургская Биржевая Полуярославская Артель, учрежд. въ 1758 г.».
В 1905 году на международной сельскохозяйственной выставке в Антверпене «за безукоризненно разработанный устав и образцовую отчетность артель получила диплом и золотую медаль.
Летом 1919 г. объединена с Русско-Балтийской артелью (к ним также присоединилась 1-я Петроградская женская артель). Объединенная артель превратилась в 7-й отдел при Товариществе ответственного труда. Ликвидирована на основании декрета СНК от 13.12.1920 г.

Дом Я. Д. Риц-а-Порто (Бол. Морская, 36) В 1915-1916 годах здесь размещалась биржевая артель "Полуярославская" (Бройтман Л. И., Краснова Е. И.: «Большая Морская улица», 2005).



А в конце XIX - начале ХХ века главная контора артели располагалась на углу Среднего проспекта и 6 линии Васильевского острова. Дом сохранился до сих пор.



Доходный дом, эклектика
Лицевой дом (лит. Б) 1871-1872 - Гешвенд А.Р. Дворовый корпус (лит. А) 1878 - арх. Андрущенко К.Т. Дом сам по себе без изысков, но центральные окна второго этажа оформлены с намеком на античность. А вот и внутренний двор, где можно что-нибудь разгрузить (фото мои).



А в доме, стоявшем по диагонали от артельного, через перекресток, с 1896 года держал свою контору Иван Спиридонович Здобнов. Вот почему мне подумалось, что на фото, помещенном в начале, может быть как раз один из артельщиков. Хоть он и с палочкой (если, конечно, это не тросточка, что вряд ли), но вполне мог выполнять какие-нибудь административные работы - например, заведовать складом, то есть замещать должность «амбарного». Снова процитирую Н.А. Лейкина:
Цель и стремление артельщика - получить место при конторе с окладом сверх дувана по десяти, по пятнадцати рублей в месяц, высшая точка - сделаться амбарным, т. е. таким артельщиком, которому хозяин доверяет свои амбары и препоручает отпускать и принимать товар…
Писарь и другие артельщики также начинают его упрашивать. Амбарный начинает сознавать свое достоинство; он гордо подымает голову и гладит бороду. В нем начинается борение, - борется гордость с приятностию выпить в компании. Амбарный, Матвей Павлыч, важное лицо в артели. Он любимец хозяина; в продолжение своего амбарствования успел нажить копейку, и даже носятся слухи, - дает три тысячи приданого за дочерью…

Принимали в артель мужчин не старше тридцати двух лет, но многие артельщики состояли в артелях не менее десяти - пятнадцати лет, а некоторые и до сорока - пятидесяти.
Почти все артельщики крестьяне Архангельской, Ярославской, Владимирской и других смежных с ними губерний. Вкупаются в артель они в очень молодых летах, по восемнадцатому, по девятнадцатому году, а иногда и ранее, всегда весною, до открытия навигации. Очень немногие имеют при себе жен и семейства; семейства их живут по деревням, куда артельщики зимою, через год или через два, и ездят на побывку.

Примечательно, что фотограф И.С. Здобнов - брат старейшего фотографа Петербурга Д.С. Здобнова, прославившегося, впрочем, не только этим, но также и тем, что задумал создать фотогалерею русских писателей. К сожалению, как ПИШУТ, судьба богатого архива фотографий Дмитрия Спиридоновича до настоящего времени неизвестна, поскольку сохранилась лишь его малая часть, да и то как раз благодаря брату. А на месте дома сейчас находится станция метро «Василеостровская».

В память 150-летия Санкт-Петербургской биржевой Полуярославской артели в 1908 году были выпущены юбилейные жетоны.




Вот только непонятно, что за аббревиатура CL на юбилейных жетонах этой артели... Зато на должностной бляхе, как мы видели, ее нет.

Желающим подробнее ознакомиться с историей артелей в России могу посоветовать книгу Исаев А. Артели в России (Ярославль, 1881 г.)

Продолжение, как обычно, следует…

Пломбы, Биржевые артели, Каталог торговых пломб, Петербург

Previous post Next post
Up