Заканчиваем разбор статьи С. С. Веселовой о купцах Ноевых.
Наконец, мы подходим к женитьбе Николая Федоровича Ноева на Елене Григорьевне Петуховой, которая, согласно семейной хронике Ноевых, произошла в 1898 году. И вот как описываются события, которые привели к их знакомству:
«Возвращаясь… после ужина… из ресторана "Савой", у магазина "Готовое платье" г. Петухова на углу Кузнецкого моста и Рождественки (в районе современного МАрхИ, сегодня на этом месте находится выставочный зал.- С.В.)…, компания заметила двух чугунных львов». Потом якобы Николай Ноев, будучи весьма сильным человеком, смог поднять этих львов, погрузил их на извозчика и отвез к Большому театру, о чем потом «только ленивый не писал», и «даже Владимир Гиляровский написал заметку «Львы от старого Мерилиза сбежали к Большому».
Естественно, львов пришлось вернуть, но так Ноевы и познакомились с Петуховыми.
Согласно воспоминаниям Ноевых, «старшая дочь - Вера Григорьевна» Петухова на момент сватовства Николая Ноева к ее сестре Елене «уже была замужем за полковником Вульфертом, остальные 3 - свободны».
«Старый Мерилиз» действительно находился на Кузнецком мосту (сейчас это дом №19):
Но в этой истории есть несколько нестыковок.
Непонятно, о каком магазине Петуховых идет речь. Судя по справочникам, их магазины были на Ильинке (в доме Воскресенского подворья и в Старом Гостином дворе):
Купеческая книга Москвы за 1898 год, 1 гильдия, Н.И.Петухов
Купеческая книга Москвы за 1898 год, 2 гильдия, Г.И.Петухов
Согласно справочнику «Вся Москва» того же года (раздел
«Платье готовое»), еще один магазин Петуховых был на Старой площади (д.8, Александрова), также рядом с Ильинкой.
В 1903 году Петуховы открыли магазин на Тверской, в доме Варваринского Акционерного общества (гостиница «Националь»).
Но вот ни на одной из старых фотографий квартала, где располагается «Старый Мерилиз», найти магазин Петуховых не удалось. Хотя это, конечно же, ничего не доказывает.
История с львами также не поддается проверке. У Гиляровского в «Москве и москвичах» есть глава «Львы на воротах» про Английский клуб на Тверской, но никаких следов истории про «побег львов» в сети обнаружить не удалось. Как же так, ведь об этом «только ленивый не писал»? Хотя, возможно, такие источники позже и обнаружатся.
А вот что касается ресторана «Савой» на Пушечной улице, он совершенно точно открылся гораздо позже описываемых событий,
в 1913 году. Правда, в 1898 году на его месте был ресторан «Альпенрозе», или «
Альпийская роза»:
«1898 г. На русский манер. В самом конце века «Альпенрозе» был куплен И. К. Петковичем. Новый владелец русифицировал его название, преобразовав его в «Альпийскую Розу» и значительно расширил площадь ресторанного зала, придав ему европейский блеск. В 1907 г. часть гостиницы приобрел московский первой гильдии купец, потомственный почетный гражданин города Александр Михайлов [крупный торговец мехами] . Он открыл здесь вторую гостиницу и назвал ее «Гостиница Михайлова»
Об этом ресторане, кстати, Гиляровский в своей книге
тоже писал, упоминая, в частности, о шикарной лестнице, обставленной тропическими растениями. Уж не Ноевы ли ее обставляли?
«Вход в ресторан был строгий: лестница в коврах, обставленная тропическими растениями, внизу швейцары, и ходили сюда завтракать из своих контор главным образом московские немцы».
Больше исторических и современных фотографий снаружи и внутри этого здания можно посмотреть
ЗДЕСЬ.
По поводу дочерей Петуховых тоже произошла явная путаница.
Владимир Владимирович Вульферт родился 29 августа 1879 года в Москве, то есть к 1898 году ему было всего 19 лет, он не был женат и уж, конечно, не был никаким полковником. Он окончил Николаевское кавалерийское военное училище в Петербурге только в 1902 году и был зачислен в звании корнета в Лейб-гвардии Кирасирский Ее Величества полк. В 1905 году Вульферт заключил брак с Натальей Шереметевской, по первому мужу Мамонтовой, которая, как известно, позже бросила его, став любовницей, а затем и женой Великого князя Михаила Александровича.
Вот после этой истории, в 1910-ых годах, Владимир Вульферт и
женился на купеческой дочери Вере Григорьевне Петуховой, которая, скорее всего, была не старшей, а младшей в семье.
Известно, что даже в 1910 году Вульферт был еще
поручиком, и только в 1916 году упоминается в справочниках как гвардии подполковник (но не полковник!) Дворцового ведомства.
Что касается остальных сестер Петуховых, как уже говорилось,
Надежда Григорьевна (по мужу Вишнякова) впервые появляется в московской адресной книге 1905 года, а мужу Екатерины Григорьевны,
Василию Свешникову, только в январе 1898 года исполнилось 20 лет. Поэтому вполне возможно, что Елена Григорьевна как раз первой из дочерей Петуховых вышла замуж. Правда, она почему-то называется в адресной книге «Вся Москва» с 1901 по 1905 год
дочерью купца («д. куп.», хотя и под фамилией Ноева), и только с 1906 - женой («ж. куп.»).
Далее в семейной хронике история семьи и фирмы Ноевых доводится до революции и даже дальше, описывается множество перипетий семейной жизни супругов, их участие в Первой Мировой войне. Известно, что Николай Ноев остался управляющим павильоном «Цветы» на Петровке, который перешел в ведение МосКоммунХоза (отдела коммунального хозяйства Моссовета) и простоял на своем месте до середины 50-х годов ХХ века. В статье приводится такой любопытный факт: до революции Николай Федорович получал 150 рублей в месяц, а в 1917 году его оклад вырос до 250 рублей. Однако, думается, уровень инфляции в те годы был таков, что сам он это повышение вряд ли почувствовал.
Вспомним бессмертные строки из «Золотого теленка»:
Залетаю я в буфет,
Ни копейки денег нет,
Разменяйте десять миллионов…
В целом же читать статью было интересно, в ней приводится много ранее неизвестных подробностей личной жизни и коммерческой деятельности нескольких поколений этой купеческой семьи.
Ну а как-нибудь в другой раз мы попробуем разобраться в истории торгового дела Ноевых на основании имеющихся документов. В том числе подтвердить или уточнить некоторые факты, которые также упоминались в обсуждавшейся статье В. С. Веселовой.