Иероним Босх, великий и ужасный

Jul 01, 2016 19:00


Начнём с того, что я не большой любитель музеев. Живопись я люблю и уважаю, но в мире есть всего полдюжины картин, которыми я готов подолгу любоваться (такой вот я капризный). Поэтому я не вижу смысла переться в музей, чтобы со скучающим лицом проходить мимо вереницы полотен, ни одно из которых меня не трогает по-настоящему. И на удивлённые причитания знакомых а-ля "Как!Ты не ходишь в музеи?!" я предпочитаю отвечать цитатой из Веллера: "Я Петербург не посещаю, я в нём живу".

Ко всему прочему, я не люблю символизм. А в творчестве нашего приятеля Босха этого символизма чуть больше, чем до фига. Поэтому Насте стоило больших трудов затащить меня на мультимедийную выставку "Ожившие сновидения". Думаю, если бы выставка проходила в допотопном "аналоговом" формате, ноги моей там бы не было. А тут хай-тек, мультимедиа, вроде бы интересно.




Выставка расположилась в одном из павильонов "Ленфильма". В предбаннике мы обнаружили огромное количество "матчасти", начиная от перечня всех значимых событий, произошедших за его сравнительно недолгую жизнь, и заканчивая подробной интерпретации основных символов, которые он задействовал в своей работе. Ведь я не люблю символизм, и для меня обезьяна - это всего лишь обезьяна, а лошадь - всего лишь лошадь. А всё оказывается не так-то просто. Больше всего меня впечатлило, что всякие пузыри, бутоны, озёра и вода - это символические обозначения женского. Держа это в уме, я понял, что господин Босх был тем ещё извращенцем и ебанашкой. Но при этом весьма привлекательным.

С комфортом расположившись на креслах-мешках в темноте главного зала, мы окунулись в мистическую атмосферу выставки. Действительно, в эту атмосферу надо именно окунаться, а банальное созерцание полотен не дало бы такого эффекта, как сочетание анимации и идеально подобранной музыки. Слайды сменяли один другой, и уже через пару минут я понял, что не могу оторвать взгляда от всего этого ужаса. Когда понимаешь, что тебя восхищают подобные вещи, становится немного страшно за собственный рассудок. Зрелище довольно неприятное, но вместе с тем притягательное.



Вот эта штука нагнала на меня больше всего ужаса. А вы ещё представьте, что он шевелится: товарищ по центру страшно вращает глазами, голый человечек гусеницей карабкается вверх по мачте, кровь стекает с растерзанного собаками рыцаря, а нож со свистом рассекает пронзённые стрелой уши. И вся эта дичь под совершенно невероятную мелодию, которая одновременно вселяет в тебя страх, тоску, и то, что в английском языке называется contemplation.

По моему мнению, таких художников, как Босх, нужно подавать неискушенному зрителю именно в формате мультимедиа, концентрированно и сжато, иначе бедолага рискует ничего не понять. Где-то через час я вышел из темноты довольно огорошенный, но довольный. И 450р. за такой опыт - совершенно не дорого, я считаю.



искусство, живопись, Ленфильм, Иероним Босх, культурный досуг

Previous post Next post
Up